Главная страница База данных по публикациям Цитируемость

Полит.ру

Алина Гонтмахер, Борис Грозовский

Банковская олигополия на старте, или ускоренная капитализация по Александру Мамуту

Кажется, экономическая власть склоняется к тому, что формирование олигопольной системы экономики на всех уровнях - это как раз то, что сейчас нужно. Олигопольный рынок - рынок для своих, когда большая часть ресурсов поделена ограниченным числом крупнейших игроков. Такими игроками становятся агрессивно наращивающие свой потенциал вертикально-интегрированные холдинги. Процесс олигополизации особенно заметен в металлургии, ТЭКе и ближайших отраслях. Не так очевидна олигополизация во внешнеторговой сфере, особенно в импорте (но протекает она там не менее интенсивно, так как укрупнению игроков очень способствует изменение таможенной политики).

Оказывается, что государству тем удобнее регулировать рынок, чем меньше на нем игроков, чем ниже и локализованнее конкуренция на рынке. Судя по последним обсуждениям проблем банковской системы, в обозримом будущем и она должна подвергнуться достаточно серьезной консолидации. Крупные игроки хотят нарастить мускулы за счет мелких, по возможности минимизировать вмешательство региональных властей, ослабить позиции находящихся в привилегированных условиях госбанков и зафиксировать ситуацию, опустив слабаков "ниже плинтуса".

В конце сентября правительство обсудит меры по реструктуризации банковской системы. Назревшие изменения, по словам премьера Михаила Касьянова, уже этой осенью должны реализоваться в виде настоящей реформы. Похоже, за основу проекта реформы будут приняты рекомендации РСПП - они, что называется, в струе. Рекомендациям, насколько можно понять, после обсуждения на Совете по предпринимательству при правительстве симпатизирует премьер, а оппонировать смогут, по-видимому, только ЦБ и Сбербанк. Средние, мелкие и региональные банки, которым идеи РСПП оставляют немного надежд на развитие бизнеса, вряд ли смогут составить серьезную организованную оппозицию в российских условиях. И наибольшая часть банковского рынка будет поделена между 20-30 крупнейшими банками.

сегрегация

6 августа Александр Мамут, руководитель рабочей группы РСПП по банковской реформе (кроме председателя совета директоров МДМ-банка, в группу входят председатель совета директоров Альфа-банка Михаил Фридман и глава наблюдательного совета питерского Промстройбанка Владимир Коган), изложил предложения РСПП в интервью обозревателю "Времени новостей" Андрею Денисову. Отметим в скобках, что, по нашим сведениям, реального участия Коган и Фридман в работе банковской группы не приняли, зато в ней поработал глава Импэксбанка Олег Киселев. Основные же предложения были, как известно, подготовлены Александром Мамутом.

Главное - РСПП предлагает полностью отменить существующую систему лицензий (обычные, ограниченные и валютные) и вместо этого ввести два типа лицензий - федеральные и региональные. Банкам с федеральной (генеральной, или универсальной) лицензией будет предоставлено исключительное право "открывать филиалы в любом регионе, обслуживать любую клиентуру, включая бюджет и население, иметь прямые корсчета с иностранными банками и т.д". Остальные смогут работать только в одном или нескольких регионах. Лицензия (федеральная и региональная) регулирует продуктовый ряд банковских услуг, т.е. виды разрешенных пассивных и активных операций и виды контрагентов и клиентов, с которыми может работать банк. Региональный банк выстраивает корреспондентские отношения с банками федерального уровня - питерскими, московскими и т.д - через них идут переводы за границу и платежи за пределы региона.

Порог федеральной лицензии предлагается установить в 1 млрд руб. к 2002 году, 2 млрд - к 2003, 3 млрд - к 2004. Следовательно, реформа по проекту РСПП приведет к вытеснению с рынка (по крайней мере, к резкому сужению возможностей роста) для мелких и средних банков. С федерального рынка уйдут банки, не способные довести капитал до $100 млн. по международным стандартам. Число банков с федеральной лицензией может не превысить 30-40. На 1 апреля даже по российским правилам бухучета, которые куда мягче международных, собственный капитал свыше $100 млн. имели всего 16 банков. А обладателями генлицензий сейчас являются 255 банков. Лоббисты прогнозируют смерть чуть ли не половины мелких и средних банков (на конец 2000 в России работало 1311 банков) - для сохранения региональной лицензии надо будет увеличить капитал до 200 млн. руб.

средства Сбербанка - населению

Другое предложение Мамута - ликвидация государственных банков за исключением Сбербанка. Государству в принципе предлагается отказаться от банковского бизнеса в пользу основного - налогового. Специализированные госбанки должны стать спецагентствами и потерять федеральную лицензию.

Сбербанку - без сомнения, более чем специфическому финансовому учреждению, для характеристики деятельности которого и после 1998 больше всего подходит метафора "большой пылесос" - РСПП уготовил весьма интересное будущее. На вполне здравом суждении, что "суть активных операций Сбербанка должна быть обусловлена природой его пассивов" (средства населения), Мамут основывает предложение ограничить активные операции Сбербанка кредитованием населения - по крайней мере, население должно стать "основным его контрагентом и по активным операциям". Это даст возможность развить ипотеку и потребительское кредитование.

О снятии госгарантии по кредитам речи пока не идет - но эту проблему решает готовящийся к принятию закон о гарантировании вкладов, до некоторой степени уравнивающий позиции Сбера и комбанков. Безусловно, население и экономика в целом от такого предложения выигрывают. Проигрывают сам Сбербанк и госбюджет, не пренебрегающий использованием кредитных ресурсов Сбербанка.

Таким образом, РСПП фактически предлагает создать трехступенчатую банковскую систему (ЦБ - федеральные банки - региональные банки), вместо привычной и принятой во всем мире двухступенчатой (ЦБ - коммерческие банки). Реформа обеспечит максимально комфортные условия для концентрации банковских капиталов, в т.ч. посредством покупки банков в регионах - подобно тому, как налоговая, тарифная, денежная и антимонопольная политика 2000-01 годов создали благоприятные условия для концентрации капиталов в промышленности.

лидеры, вперед

Предложения РСПП, ставшие известными еще несколько недель назад, вызвали ожесточенную критику со стороны ЦБ, Сбербанка и независимых экспертов. Так, замгендиректора РА "Интерфакс" Михаил Матовников отметил, что программа РСПП ставит знак равенства между устойчивостью и величиной капитала, в то время как в действительности "многие крупнейшие банки менее устойчивы, чем многие средние банки". Против создания трехступенчатой системы выступает Ассоциация региональных банков ("Россия") и Ассоциация российских банков. Критики обвиняют РСПП в попытке монополизации банковского сектора, создании новой "семибанкирщины".

В интервью "Времени" Мамут обосновывает необходимость добровольно-принудительной консолидации банков. Банковская система, говорит он, сегодня не внушает доверия ни инвесторам, ни государству. Она не способна в необходимых объемах кредитовать промышленность. Единственным источником роста является прибыль компаний ТЭКа, металлургии и других экспортно-ориентированных и высокорентабельных секторов. Банковский сектор отстал от реального сектора и не может стать источником роста экономики. Поэтому государство и должно ускорить процесс капитализации банков. Правда, Мамут полагает при этом само собой разумеющимся, что стимулироваться рост капитализации должен ограничением возможностей "недостаточно" капитализированных банков - нарушением условий конкуренции на федеральном уровне.

В ответ на обвинения в подавлении конкуренции Александр Мамут говорит: "конкурентная среда сегодня и так серьезно искажена" - госбанками и (в регионах) банками, близкими местным властям. Действительно, одна из основных сложностей федеральных бизнес-структур - междусобойные отношения, существующие между властью и бизнесом в регионах и спасающие региональные бизнесы от поглощения. Экономическое пространство не является единым. Но если региональные барьеры для конкуренции федеральным бизнес-структурам мешают, то ограничение конкуренции "по объективным основаниям" - объемам капитала - им исключительно выгодно.

Предполагается, что законодательное разделение банков на федеральные и региональные только зафиксирует нынешнее положение дел. Ну и, конечно, несколько подтолкнет консолидацию. Похожую аргументацию Мамут выдвигает и по поводу обвинения в ограничении экономической свободы: "любое лицензирование - это уже ограничение". Понятно, что абсолютной свободы на рынке не существует - иначе это не рынок, а анархия. Но это не означает, что регулируемую законом рыночную свободу можно беспрепятственно ограничивать.

Банковская реформа по РСПП, которая идеологически близка правительству и без особых возражений может быть им принята, приведет к олигополизации банковского сектора, ограничению конкуренции и рыночной свободы. Ее авторы надеются, что создаваемая таким образом элита частных российских банков сможет конкурировать с иностранными банками, но практика показывает, что банковские колоссы не бывают устойчивы, когда не опираются на разветвленную систему средних и мелких банков, когда государство искусственно стимулирует их консолидацию. Система уполномоченных банков (вспомните ОПЕРУ-2) уже существовала до кризиса 1998 года, но была им уничтожена. Реформа по такому сценарию не обязательно окажет положительное влияние на экономику - увеличатся лишь возможности крупнейших банков обслуживать потребности их крупнейших клиентов. До заседания правительства, на котором будет обсуждаться банковская система, остается больше месяца. И нет сомнений, что ЦБ, Сбербанк и региональные власти вместе с близкими им банками еще попробуют доказать правительству, что банковскую систему можно реформировать совсем иначе.

[08.08.2001]



Хостинг от uCoz