Главная страница | База данных по публикациям | Цитируемость |
Алина Гонтмахер, Борис ГрозовскийБанковская олигополия на старте, или ускоренная капитализация по Александру МамутуКажется, экономическая власть склоняется к тому, что формированиеОказывается, что государству тем удобнее регулировать рынок, чем меньше на нем игроков, чем ниже и локализованнее конкуренция на рынке. Судя по последним обсуждениям проблем банковской системы, в обозримом будущем и она должна подвергнуться достаточно серьезной консолидации. Крупные игроки хотят нарастить мускулы за счет мелких, по возможности минимизировать вмешательство региональных властей, ослабить позиции находящихся в привилегированных условиях госбанков и зафиксировать ситуацию, опустив слабаков "ниже плинтуса". В конце сентября правительство обсудит меры по реструктуризации банковской системы. Назревшие изменения, по словам премьера Михаила Касьянова, уже этой осенью должны реализоваться в виде настоящей реформы. Похоже, за основу проекта реформы будут приняты рекомендации РСПП - они, что называется, в струе. Рекомендациям, насколько можно понять, после обсуждения на Совете по предпринимательству при правительстве симпатизирует премьер, а оппонировать смогут, по-видимому, только ЦБ и Сбербанк. Средние, мелкие и региональные банки, которым идеи РСПП оставляют немного надежд на развитие бизнеса, вряд ли смогут составить серьезную организованную оппозицию в российских условиях. И наибольшая часть банковского рынка будет поделена между 20-30 крупнейшими банками. сегрегация 6 августа Александр Мамут, руководитель рабочей группы РСПП по
банковской реформе (кроме председателя совета директоров МДМ-банка, в
группу входят председатель совета директоров Альфа-банка Михаил Фридман и
глава наблюдательного совета питерского Промстройбанка Владимир Коган), Главное - РСПП предлагает полностью отменить существующую систему лицензий (обычные, ограниченные и валютные) и вместо этого ввести два типа лицензий - федеральные и региональные. Банкам с федеральной (генеральной, или универсальной) лицензией будет предоставлено исключительное право "открывать филиалы в любом регионе, обслуживать любую клиентуру, включая бюджет и население, иметь прямые корсчета с иностранными банками и т.д". Остальные смогут работать только в одном или нескольких регионах. Лицензия (федеральная и региональная) регулирует продуктовый ряд банковских услуг, т.е. виды разрешенных пассивных и активных операций и виды контрагентов и клиентов, с которыми может работать банк. Региональный банк выстраивает корреспондентские отношения с банками федерального уровня - питерскими, московскими и т.д - через них идут переводы за границу и платежи за пределы региона. Порог федеральной лицензии предлагается установить в 1 млрд руб. к 2002 году, 2 млрд - к 2003, 3 млрд - к 2004. Следовательно, реформа по проекту РСПП приведет к вытеснению с рынка (по крайней мере, к резкому сужению возможностей роста) для мелких и средних банков. С федерального рынка уйдут банки, не способные довести капитал до $100 млн. по международным стандартам. Число банков с федеральной лицензией может не превысить 30-40. На 1 апреля даже по российским правилам бухучета, которые куда мягче международных, собственный капитал свыше $100 млн. имели всего 16 банков. А обладателями генлицензий сейчас являются 255 банков. Лоббисты прогнозируют смерть чуть ли не половины мелких и средних банков (на конец 2000 в России работало 1311 банков) - для сохранения региональной лицензии надо будет увеличить капитал до 200 млн. руб. средства Сбербанка - населению Другое предложение Мамута - ликвидация государственных банков за исключением Сбербанка. Государству в принципе предлагается отказаться от банковского бизнеса в пользу основного - налогового. Специализированные госбанки должны стать спецагентствами и потерять федеральную лицензию. Сбербанку - без сомнения, О снятии госгарантии по кредитам речи пока не идет - но эту проблему решает готовящийся к принятию закон о гарантировании вкладов, до некоторой степени уравнивающий позиции Сбера и комбанков. Безусловно, население и экономика в целом от такого предложения выигрывают. Проигрывают сам Сбербанк и госбюджет, не пренебрегающий использованием кредитных ресурсов Сбербанка. Таким образом, РСПП фактически предлагает создать трехступенчатую банковскую систему (ЦБ - федеральные банки - региональные банки), вместо привычной и принятой во всем мире двухступенчатой (ЦБ - коммерческие банки). Реформа обеспечит максимально комфортные условия для концентрации банковских капиталов, в т.ч. посредством покупки банков в регионах - подобно тому, как налоговая, тарифная, денежная и антимонопольная политика 2000-01 годов создали благоприятные условия для концентрации капиталов в промышленности. лидеры, вперед Предложения РСПП, В интервью "Времени" Мамут обосновывает необходимость добровольно-принудительной консолидации банков. Банковская система, говорит он, сегодня не внушает доверия ни инвесторам, ни государству. Она не способна в необходимых объемах кредитовать промышленность. Единственным источником роста является прибыль компаний ТЭКа, металлургии и других экспортно-ориентированных и высокорентабельных секторов. Банковский сектор отстал от реального сектора и не может стать источником роста экономики. Поэтому государство и должно ускорить процесс капитализации банков. Правда, Мамут полагает при этом само собой разумеющимся, что стимулироваться рост капитализации должен ограничением возможностей "недостаточно" капитализированных банков - нарушением условий конкуренции на федеральном уровне. В ответ на обвинения в подавлении конкуренции Александр Мамут говорит: "конкурентная среда сегодня и так серьезно искажена" - госбанками и (в регионах) банками, близкими местным властям. Действительно, одна из основных сложностей федеральных бизнес-структур - междусобойные отношения, существующие между властью и бизнесом в регионах и спасающие региональные бизнесы от поглощения. Экономическое пространство не является единым. Но если региональные барьеры для конкуренции федеральным бизнес-структурам мешают, то ограничение конкуренции "по объективным основаниям" - объемам капитала - им исключительно выгодно. Предполагается, что законодательное разделение банков на федеральные и региональные только зафиксирует нынешнее положение дел. Ну и, конечно, несколько подтолкнет консолидацию. Похожую аргументацию Мамут выдвигает и по поводу обвинения в ограничении экономической свободы: "любое лицензирование - это уже ограничение". Понятно, что абсолютной свободы на рынке не существует - иначе это не рынок, а анархия. Но это не означает, что регулируемую законом рыночную свободу можно беспрепятственно ограничивать. Банковская реформа по РСПП, которая идеологически близка правительству и без особых возражений может быть им принята, приведет к олигополизации банковского сектора, ограничению конкуренции и рыночной свободы. Ее авторы надеются, что создаваемая таким образом элита частных российских банков сможет конкурировать с иностранными банками, но практика показывает, что банковские колоссы не бывают устойчивы, когда не опираются на разветвленную систему средних и мелких банков, когда государство искусственно стимулирует их консолидацию. Система уполномоченных банков (вспомните ОПЕРУ-2) уже существовала до кризиса 1998 года, но была им уничтожена. Реформа по такому сценарию не обязательно окажет положительное влияние на экономику - увеличатся лишь возможности крупнейших банков обслуживать потребности их крупнейших клиентов. До заседания правительства, на котором будет обсуждаться банковская система, остается больше месяца. И нет сомнений, что ЦБ, Сбербанк и региональные власти вместе с близкими им банками еще попробуют доказать правительству, что банковскую систему можно реформировать совсем иначе. [08.08.2001]
|
|
|