Главная страница База данных по публикациям Обсудить

Экономика и политика в декабре 1998 г.

В центре внимания в декабре находились проблемы финансовой политики, налоговая реформа и проект бюджета на 1999 г. Развитие ситуации вокруг налоговой реформы и бюджета-99 дают основание сделать несколько заключений. Во-первых, бюджетная ситуация показывает, что Правительство, начинавшее три месяца назад с обещаний эмиссии, к рубежу своих первых ста дней у власти опасается начинать эмисию. Во-вторых, Правительству удалось не растратить кредит доверия Государственной Думы с сентября 1998 г. В сентябре в поддержку назначения Е. Примакова на должность Премьер-министра проголосовало 317 депутатов, в декабре за принятие бюджета в первом чтении - 307. Одновременно, в-третьих, поддержка Совета Федерации далеко не так однозначна, скорее даже проблематична. Более того, ярко выявилось расхождение в предпочтениях между верхней и нижней палатами Парламента.

Что касается Государственной Думы, очевидно, что в сегодняшней экономической ситуации и за год до выборов ни одна из политических сил не готова взять на себя ответственность за положение в стране. С этой точки зрения, можно говорить о существовании у Правительства Е. Примакова де факто определенной свободы действий в области экономической политики. При неизбежном в предвыборный период нарастании популизма угроза отставки Правительства, вероятно, останется значимым фактором ограничения влияния политики на экономику. В тоже время обещания Правительства полностью погасить задолженность по заработной плате и социальным выплатам, а также запланированная индексация последних настораживают. Тем более на фоне просчитываемого сокращения доходов бюджета в результате налоговых нововведений.

Одновременно, для губернаторов приоритетной в ситуации экономического кризиса выступает задача максимального аккумулирования финансовых и властных ресурсов на уровне региона. При этом, если шансы отраслевиков на проявление особого расположения Правительства, казавшиеся более значимыми в предыдущие три месяца, представляются сейчас достаточно неопределенными, то позиция регионов с началом бюджетного процесса значительно усилилась. Именно от позиции Совета Федерации в конечном счете будет зависеть судьба проекта бюджета. Проблема в данном контексте будет состоять в способности Правительства противостоять лоббистским усилиям регионов. Критерием силы регионального лобби может стать решение вопроса о пропорции распределения налоговых поступлений между бюджетами разного уровня. Вместе с тем, с точки зрения реальных перспектив и параметров экономического развития страны, а также оценки влиятельности тех или иных групп интересов, более показательным будет дальнейшая работа над бюджетом, а главное, как мы уже неоднократно подчеркивали, его исполнение.



Хостинг от uCoz