Главная страница База данных по публикациям Обсудить

БЕГСТВО ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА С РЫНКА ГОСБУМАГ ЗАМЕДЛЯЕТСЯ

СОБЫТИЯ ОСЕНИ 1998 ГОДА СОЗДАЛИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ В ОТНОШЕНИИ ДАЛЬНЕЙШИХ ПОТЕРЬ ИНВЕСТОРОВ.

Наложенные ЦБ РФ ограничения на операции по счетам типа "С", через которые нерезиденты могли работать на рынке гособлигаций, фактически исключали возможность легальной репатриации средств иностранцев, хотя уже осенью 1998 года были разработаны первые схемы по вывозу капитала с рынка ГКО-ОФЗ. В результате реализации таких схем какой-либо российский банк становился покупателем ценных бумаг, а иностранный инвестор избавлялся от этого актива, при этом все расчеты проводились вне рынка госбумаг, отсутствовавшего на тот момент. Из-за падения доверия к российским банкам такие схемы были крайне редкими, так как основывались, в первую очередь, на добропорядочности контрагента. Обычно российские банки предоставляли кредиты иностранцам или аффилированным с ними лицам под залог ценных бумаг либо остатков средств на счетах типа "С", после чего кредит объявлялся невозвращенным. С момента возобновления торгов на рынке ГКО-ОФЗ в январе 1999 года появилась возможность официальной продажи госбумаг, что повлекло за собой создание новых схем репатриации капитала. Наиболее распространенные из них предусматривали продажу госбумаг на нерыночных условиях, при этом разница с рыночными котировками компенсировалась нерезидентам покупателями вне рынка, что позволяло иностранным компаниям свободно распоряжаться этой частью средств. Центробанк предпринял несколько попыток ограничить использование таких схем, в частности, ужесточая порядок работы со счетами типа "С", однако полностью предотвратить утечку иностранного капитала с рынка госбумаг ему не удалось.

ЛЕГАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ВЫВОДА СРЕДСТВ ПОЯВИЛИСЬ ЛИШЬ ВЕСНОЙ 1999 ГОДА.

Предварительные условия новации осени 1998 года предусматривали продажу иностранным инвесторам валюты через аукционы. В ходе 12 аукционов Центробанк должен был продать нерезидентам $300 млн. равными долями. Первоначально механизм проведения валютных аукционов предусматривал фиксирование курса продажи на уровне, на 10% превышающем рыночный курс, а заявки покупателей удовлетворяя лись исходя из доли каждого участника в совокупном спросе. Следствием таких правил стал, в частности, резкий рост оборота вторичного рынка госбумаг накануне таких аукционов из-за заключения сделок РЕПО с российскими банками, предоставлявшими дополнительные денежные ресурсы для участия в очередном аукционе под залог ценных бумаг. Спрос на большинстве таких аукционов более чем в 10 раз превышал объем предложенной к продаже валюты. Реальные потери иностранных инвесторов при этом включали в себя не только разницу между рыночным обменным курсом и курсом продажи валюты, но и стоимость организации сделок РЕПО, а также упущенную выгоду, связанную с продажами облигаций перед аукционом и покупкой бумаг после аукциона. Эти издержки можно было оценить примерно в 5-10% от стоимости приобретаемой валюты. Таким образом, суммарные потери при выводе средств с рынка госбумаг через первые аукционы могли достигать 20% репатриируемых средств. Легальной альтернативой аукционному механизму вывода средств была предложенная Центробанком возможность перевести средства нерезидента на специальный транзитный счет, а спустя год - на конверсионный счет, средства которого можно было свободно конвертировать в валюту и вывести из России. Потери в виде упущенной выгоды при использовании такой схемы вывода средств составляли в начале 1999 года до 2/3 от суммы репатриируемых средств, если исходить из складывавшихся в тот период ставок по облигациям со сроком обращения один год. Таким образом, валютные аукционы оставались более рискованным с точки зрения объемов вывода средств, но более дешевым с точки зрения потерь способом репатриации.



Хостинг от uCoz