Главная страница База данных по публикациям Обсудить

Реформа здравоохранения: уточнение государственных гарантий

Приоритетной задачей реформирования здравоохранения является обеспечение сбалансированности гарантий предоставления населению медицинской помощи с финансовыми возможностями государства. В Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1997 года N 1387, было предусмотрено, что инструментом решения этой задачи является принятие Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Такая программа должна определить виды медицинской помощи, бесплатное предоставление которой гарантируется населению, установить объемы медицинских услуг, необходимые для выполнения этих гарантий, и нормативы их финансового обеспечения. 2 июля 1998 г. проект программы был рассмотрен на заседании Правительства РФ и получил в целом одобрение. Программа не вносит изменений в перечень видов медицинской помощи, которые должны предоставляться населению бесплатно. Для того, чтобы сбалансировать ресурсные возможностти государства с этими гарантиями, предполагается провести серьезные изменения в структуре оказания медицинской помощи в пользу менее ресурсоемких ее видов. Предусматривается сократить на 18,5% объем лечения в стационарных условиях и перместить его в сектор амбулаторно-поликлинического обслуживания, то есть проводить соответствующее лечение в дневных стационарах больниц и поликлиник. Осуществление таких структурных сдвигов позволило бы при сохранении общественного финансирования здравоохранения на уровне 1997 г. полностью обеспечить существующие конституционные гарантии бесплатного медицинского обслуживания населения.

Но программа обладает двумя принципиальными изъянами. Во-первых, очевидно, что значительный сдвиг в пользу стационарозамещающих технологий потребует и времени и дополнительных инвестиций. Программа не содержит анализа технологических, экономических и политических возможностей осуществления желаемых структурных изменений в обозримой перспективе. Во-вторых, в программе отсутствуют финансовые нормативы и финансово-экономические механизмы обеспечения установленных гарантий. Первоначальные варианты программы, подготовленные Минздравом РФ, предусматривали введение подушевых нормативов затрат на обеспечение установленных объемов медицинской помощи. Такие нормативы должны были бы использоваться в расчетах межбюджетных трансфертов. Но вследствие жесткой отрицательной позиции Минфина РФ по этому вопросу, финансовые нормативы были исключены из проекта программы.

Это существенно снижает значимость ее принятия, но не сводит ее к нулю. Сделан первый шаг в конкретизации государственных гарантий в сфере здравоохранения. Впервые определены нормативы объемов медицинской помощи. Недостатки программы необходимо исправлять при ее пересмотре, который должне происходить ежегодно.

История с подготовкой программы показывает, что, к сожалению, продолжается практика раздельного решения вопросов об установлении социальных гарантий и их финансовом обеспечении. За неделю до обсуждения программы Правительство РФ внесло в Государственную Думу пакет законопроектов в рамках реализации программы антикризисных мер. В этом пакете содержалось предложение о сокращении размера тарифа взносов на обязательное медицинское страхование с 3,6% до 2,0% от фонда заработной платы. В случае такого изменения тарифа, нормативы объемов медицинской помощи, предусматриваемые программой государственных гарантий, автоматически становятся финансово необеспеченными.



Хостинг от uCoz