Главная страница База данных по публикациям Обсудить

Понятие паритета цен - это трендовое понятие.

Впервые паритетные цены стали рассчитывать в США в 1948 году, но они рассчитываются там на базе 120 месячного периода, предшествующего году расчета. Сельскохозяйственные цены является столь непостоянным экономическим явлением, что ни одному серьезному экономисту не придет в голову производить оценочные расчеты на базе относительных цен одного года. Если уж и рассчитывать подобные паритетные цены, то они должны браться к 5-10 летней базе. В случае подобного подхода все случайные колебания цен, особенно подверженных этому сельскохозяйственных цен, будут сглажены.

Использование советской пропорции цен в качестве базы в Методике Минсельхозпрода приводит к тому, что сегодня даже такая высокорентабельная в современных условиях культура как зерно требует дотаций. Приведенный в Методике расчет требует только на зерновые дотаций от 182 до 195 млрд. рублей дотаций (в рублях 1998 года). Понимая всю абсурдность собственных расчетов, авторы Методики вводят некий поправочный коэффициент k, в котором, на наш взгляд, и заключается вся коллизия, весь смысл вводимой Методики.

Данный коэффициент позволяет экзогенно, то есть вне основной формулы, определить какой сельскохозяйственный продукт в какой мере подтягивать к паритетной цене. Скажем, принимается решение, что по молоку дотациями необходимо цену довести до паритетной, тогда коэффициент k принимается за 1. А по зерну, скажем, считается возможным дотации минимизировать тогда зерновой поправочный коэффициент принимается за величину, близкую к нулю. Каких-либо объективных критериев выбора коэффициентов k нет и быть не может. Значит, все отдается на откуп чиновнику и оказывающим на него давление лоббирующим группам экономических интересов. Пореформенная Россия уже накопила богатейший опыт по части такого рода механизмов "государственного регулирования", в том числе и в АПК, когда в выигрыше оказываются все участники, кроме сельскохозяйственных производителей и населения, потребляющего продовольствие. Последний пример - введение повышенного тарифа на белый сахар и сохранение тарифов на сырец на низком уровне. Таким образом, разрабатывая данную Методику, Минсельхозпрод на долго обеспечивает себя "распределительной работой". Основная проблема будет в ежегодном, безусловно, комиссионном, безусловно, с привлечением всех заинтересованных сторон и науки, обсуждении того, какому продукту какой коэффициент присвоить. Результаты не трудно предвидеть.

Наконец также, безусловно, ясно, что никакого реального увеличения дотаций на АПК в бюджете не будет - ни в текущем году, ни в последующих. Казалось бы, при этих обстоятельствах разработанная Методика может рассматриваться как вполне безобидное очередной упражнение по поводу паритета цен и необходимости дотирования АПК. Однако это далеко не так. Опыт последних лет показывает, что назначенные в проекте бюджета и невыплаченные реально субсидии ведут к росту взаимозачетов, бартерных сделок, увеличивают вмешательство в экономические процессы региональных властей. Также очевидно, что в этих условиях сельскохозяйственные производители (а очень часто и потребители продовольствия, то есть население) страдают прежде всего. Иначе говоря, назначенные, но не выплаченные дотации ведут к ухудшению положения аграрного сектора, причем не только и не столько в силу обманутых ожиданий.


Хостинг от uCoz