Главная страница | База данных по публикациям | Обсудить |
06 февраля 2001 года. |
В середине февраля состоится собрание акционеров Московского международного банка (ММБ), на котором должна получить юридическое оформление "сделка года" на российском банковском рынке. Уже объявлено о слиянии ММБ и российского отделения "Банка Австрия кредитанштальт". Предполагается, что объединенная структура будет действовать под именем ММБ.
В результате образуется банк, который сможет претендовать на четвертую строчку в списке крупнейших банков России после Сбербанка, Внешторгбанка и Газпромбанка и пятую - по вкладам населения. Слияние может улучшить невысокий, по российским меркам, коэффициент достаточности капитала ММБ (11,2 проц., при минимально установленном значении - 10 проц.).
Однако на практике преимущества этого слияния совсем не очевидны. Дело в том, что российское слияние, по существу, является "тенью" слияний материнских компаний обоих банков: баварского "Хипо унд ферейнсбанк" и венского "Банка Австрии". Соответственно вряд ли ситуация с объединением российских "дочек" особо просчитывалась.
Объединение двух достаточно сильных банков - процесс достаточно сложный, требующий крайне осторожного подхода. В случае с ММБ и банком "Кредитанштальт" фактически произойдет уничтожение одного из них. Достаточно большой первоначальный размер активов двух кредитных организаций и различие в рыночных нишах не позволяет рассчитывать на значительное сокращение удельных опе-рационных расходов двух банков.
В то же время большую роль будет играть различие между марками двух банков. ММБ традиционно имеет сильную репутацию на корпоративном рынке, в то же время западные стандарты управления банком ограничивают потенциальный круг российских клиентов предприятиями, не нуждающимися в "специфических" банковских услугах, которые активно предоставляются российскими банками. По мере стабилизации в банковской системе и в реальном секторе доля ММБ в активах росла, но уже со второго квартала началось ее постепенное падение. Банк за период с 1 апреля по 1 октября 2000 года спустился с 3-го на 6-е место по активам.
Слияние, скорее всего, не затронет корпоративную клиентуру банков, которая достаточно близка у обоих банков. Заметное отличие - ощутимо большая доля среди клиентов нерезидентов у "Банка Австрия", но вряд ли их значительная часть перейдет на обслуживание в другие банки в связи со слиянием.
Сделка, скорее всего, не приведет к резкому усилению конкурентных позиций объединенной структуры, а на розничном рынке возможно даже снижение объединенной доли банков. Столь же неочевидны и последствия для акционеров. Даже в условиях конкуренции двух банков их стоимость по отдельности все же выше, чем стоимость объединенной структуры, так как объединение уничтожит пользующуюся авторитетом марку "Банка Австрия", в которую уже были инвестированы значительные ресурсы.
Возможным решением было бы развитие новой совместной марки ММБ - "Банк Австрия" с перепозиционированием объединенного банка в нишу универсальных банков для сохранения конкурентных преимуществ каждого из банков - как ММБ на оптовом рынке, так и "Банка Австрия" на розничном рынке. Но это также немалые инвестиции и риски.
Места банков до и после слияния (по данным на 1.10.2000).
Сегмент рынка |
ММБ |
Банк Австрия |
После слияния |
Активы |
6 |
45 |
4 |
Кредиты небанковскому сектору |
22 |
73 |
20 |
Инвестиции в государственные ценные бумаги |
6 |
29 |
4 |
Обязательства |
3 |
47 |
2 |
Средства небанковского сектора (кроме долговых ценных бумаг) |
2 |
41 |
2 |
Расчетные счета |
12 |
53 |
9 |
Депозиты предприятий |
2 |
27 |
2 |
Депозиты граждан |
11 |
14 |
5 |
Долговые ценные бумаги |
45 |
647 |
44 |
Капитал |
19 |
21 |
10 |
Иностранные активы |
1 |
24 |
1 |
Иностранные обязательства |
25 |
28 |
13 |