Главная страница База данных по публикациям Обсудить

Рынок субфедеральных и муниципальных ценных бумаг в июле 1998 г.

Общий кризис на российском финансовом рынке сильнейшим образом затронул и рынок субфедеральных ценных бумаг. В июле (по состоянию на 26 число) в Минфине РФ были зарегистрированы ценные бумаги единственного субъекта федерации - Иркутской области на сумму 600 млн. руб, и ни одного выпуска муниципальных облигаций. Значительно сократился оборот даже по наиболее ликвидным облигациям. Уже после достижения договоренности с МВФ и Всемирном Банком о выделении Российской Федерации крупномасштабных кредитов и добровольной конвертации ГКО долгосрочные валютные облигации доходность субфедеральных ценных бумаг продолжала находится на экстремально высоком уровне, превышая по состоянию на 24 июля по облигациям Оренбургской и Омской областей 130-140% годовых, по наиболее длинным облигациям республики Саха(Якутия), Санкт-Петербурга и Ленинградской области - 100% годовых.

Однако даже при столь неблагоприятной конъюнктуре рынка регионы вынуждены продолжать заимствования, обеспечивая доходность на уровне вплотную приближающемся к 100% годовых. Так 23 июля при размещении шестимесячных облигаций Ленинградской области их средневзвешенная доходность составила 99,9% годовых при цене отсечения 110,0% годовых. Доходность годовых облигаций Санкт-Петербурга на аукционе 22 июля составила 96% годовых. Начиная с декабря прошлого года субъекты федерации и местные органы власти стали чистым нетто-заемщиком банковской системы. Превышение объемов заимствований у отечественных коммерческих банков региональными и местным администрациями по сравнению с объемом размещенных депозитов составило по состоянию на 1 июня 1997 г. 12,5 млрд. руб, превысив майский уровень на 0,6 млрд. Высокие процентные ставки по произведенным рублевым заимствованиям, ускорившие наращивание внутреннего долга, стали фактором, определившим поддержку рядом губернаторов предложений по девальвации рубля Таким образом территориальные бюджеты продолжают находиться под угрозой нарастания краткосрочной пирамиды своих долгов, не имея, в отличие от федерального правительства, кредитов на реструктуризацию задолженности со стороны международных финансовых организаций. Пока единственным исключением стал Санкт-Петербург, получивший без поручительства федерального правительства по соглашению от 23 июля с ЕБРР, возможность доступа к кредитной линии в размере 100 млн. руб в целях реструктуризации долга. При этом вероятность успешного размещения большинством регионов еврооблигационных займов в краткосрочной перспективе остается крайне невелика.

Результатом напряженности внутреннего кредитного рынка стали массовые случаи дефолта по "сельским" облигациям, еще более обострившие кризис на рынке субфедеральных ценных бумаг. По состоянию на середину июля никаких причитающихся выплат по сельских облигациям не произвели Астраханская, Волгоградская, Липецкая, Пензенская, Саратовская области, республики Калмыкия и Удмуртия, Алтайский край и Агинский Бурятский АО. Лишь частично выполнили свои обязательства Читинская, Тамбовская и Калининградская области, Еврейская АО. Полностью выполнили свои обязательства Томская, Омская, Оренбургская области, Республики Карелия, Хакассия и Саха (Якутия). При этом, например, Оренбургской области пришлось в полном объеме выплатить инвесторам дополнительные проценты вследствие допущенной просрочки платежа.



Хостинг от uCoz