Главная страница База данных по публикациям Обсудить

Аграрная политика в декабре 1998 года

Аграрная политика нового Кабинета министров начинает носить все более и более отчетливо распределительный характер. Напуганное в первый момент кризиса возможными дефицитами продовольствия правительство стремится усилить свою роль в распределении агропродовольственной продукции, то есть элиминировать довольно значительные достижения по либерализации этого рынка в стране. В подтверждение этого вывода можно приводить многие меры, и в частности получение продовольственной гуманитарной помощи из-за рубежа (см. обзор за ноябрь), когда правительство отвергло предложение американской стороны о прямых поставках бедствующим регионам и настояло на централизованном ее рапсределении.

В декабре принято постановление Правительства (№1451от 7.12.98) о формировании оперативного резерва агропродовольственной продукции. Вообще говоря, разговоры о таком резерве ведутся уже с октября этого года, когда было подписано распоряжение (№1415-р от 2.10.98). Согласно данному распоряжению правительство рекомендовало Сбербанку России выделить Спецфонду льготного кредитования АПК 700 млн. рублей с тем, чтобы должники Фонда поставили продукцию в оперативный резерв правительства. Иными словами предполагалось, что должникам Фонда разрешалось вернуть долги продукцией (например, поставить в счет своих долговых обязательств продукцию в военное формирование в своем регионе), а кредит Сбербанка пополнит на сумму поставки Фонд льготного кредитования. Казалось бы вполне безобидная мера, когда и кредитный фонд пополняется, и создается резерв продовольствия для снабжения спецпотребителей. Оставим в стороне вопрос о том, откуда в Сбербанке такие займы. С точки зрения функционирования агропродовольственного рынка - это классический пример того, как государство своими мерами разрушает рынок, насаждая бартер. В чем главная проблема спецпотребителей в этой ситуации - нехватка продовольствия в стране? Отнюдь нет. Их основная проблема - отсутствие финансирования для закупки необходимого продовольствия. Тогда почему кредит Сбербанка правительством берется не для этих потребителей, которые смогли бы по рыночным ценам купить продовольствие на рынке? В этом случае сельхозпроизводители получили бы нормальную рыночную цену и расплатились бы с Фондом кредитования. В этом случае военные сыты, Фонд льготных кредитов с деньгами, сельское хозяйство находится в нормальном режиме функционирования, государство с тем же объемом обязательств перед Сбербанком.

Делается же диаметрально противоположное - деньги предполагается дать конечному звену всей этой цепи - Фонду льготного кредитования, крестьян же обязывают поставить в счет своих долгов продукцию спецпотребителям. В этих условиях военные и другие получатели агропродовольственной продукции из госфондов не имеют выбора - берут, что поставили. Крестьянам диктуется заниженная цена, чтобы увеличить продуктовое покрытие их долгов; кроме того их просто отучают (или не дают привыкнуть) от работы на рынке: не формируются связи, рыночные институты, в результате проблема реплицируется в следующем сезоне. Наконец, механизм натуральных выплат долгов стал основным стимулом для межрегиональных торговых барьеров: региональные власти запрещают вывоз сельхозпродукции за пределы своих территорий под предлогом необходимости первоочередного погашения долгов поставками в региональные фонды. А такие барьеры, во-первых, занижают цены для сельского хозяйства, а во-вторых, создают дефицит агропродовольственной продукции в завозящих регионах. Второе же означает, что нарастает потребность во внерыночном распределении продовольствия, то есть создания всевозможных госфондов, спецрезервов и т.д. Круг замыкается, проблема становится вечной. Вместо того, чтобы бороться с первопричинами возникающих продовольственных дефицитов - бюджетные долги перед спецпотребителями, торговые барьеры между регионами, правительство снимает симптоматику - становится распределителем продукции вместо рыночных структур.



Хостинг от uCoz