Главная страница База данных по публикациям Обсудить

Положение в аграрном секторе в октябре

В октябре внимание в аграрном секторе традиционно приковано к ходу уборки, завершающейся в сибирских регионах. В этом году интерес к результатам уборки особый из-за очень низких прогнозных оценок. Уже очевидно, что производство зерна в нынешнем году резко упало: прогнозные оценки колеблются от 48 до 53 млн.т (в 1997 г. было собрано 88.6 млн.т). Вопрос, в этой связи, состоит в том, вызовет ли резкое сокращение производства зерна, в результате летней засухи в 39 районах, такое падение его предложения на внутреннем рынке, что Россия вынуждена будет прибегнуть к массированному импорту и целесообразны ли в этой связи государственные гарантии импорта.

Ход уборки урожая, по состоянию на 12 октября 1998, сельскохозяйственные предприятия В октябре в правительстве уже обсуждался вопрос о возможном возобновлении централизованного импорта. Он возник не только в связи с потенциальным падением предложения на внутреннем рынке, но также и в связи с тем, что многие зернопроизводящие регионы отреагировали на финансовый кризис введением запретов на вывоз продукции за пределы регионов. Скорее всего, оснований для массированного импорта зерна (и других видов продовольствия) нет, как нет и необходимости возобновлять централизованные (финансируемые из федерального бюджета) импортные закупки, от которых страна отказалась еще несколько лет назад. Во-первых, благодаря высокому качеству собираемого зерна. По данным государственной хлебной инспекции, обследовавшей 42 региона в конце сентября текущего года, 72% всей пшеницы было отнесено к категории хлебопекарной (48% в прошлом году); из этого следует, что основная часть потребностей в продовольственном зерне будет покрыта за счет внутреннего производства. Во-вторых, благодаря высокому уровню переходящих запасов зерна, которые на начало нового сельскохозяйственного года составляли около 27 млн.т (данные ЦЭК). Соответственно даже, если будет собрано только 50 млн.т зерна, общий объем располагаемых ресурсов зерна составит не менее 70-75 млн.т, что примерно соответствует уровню внутреннего потребления; в-третьих, ухудшение структуры продовольственного потребления в результате августовского кризиса, скорее всего отзовется падением производства животноводческой продукции, а следовательно, и потребления кормового зерна. Правда, будет скорректировано в сторону увеличения и потребление продовольственного зерна, но даже в этом случае вряд ли можно говорить о необходимости массированного и централизованного импорта. Кроме того, централизованный импорт связан с необходимостью выделения из федерального бюджета средств на финансирования этих операций.

Скорее всего, то, что было названо "централизованным импортом" будет представлять собой закупки зерна (и других видов продовольствия) в объемах, несколько больших, чем в прежние годы, в странах СНГ в счет зачета долгов за поставку энергоносителей (например, из Украины и Беларуси), либо по бартеру в странах Восточной Европы (уже есть договоренность на импорт пшеницы из Венгрии в обмен на поставку самолетов МиГ). Физическая отгрузка продовольствия будет проходить через частные торговые компании с использованием сложившейся в последние годы инфраструктуры импорта. Часть ввезенного в страну продовольствия будет направлена на формирование резервного федерального фонда для поддержания регионов, имеющих дефицит продовольствия. В ответ на резкий рост цен на продовольствие в результате финансового кризиса и практически полное прекращение кредитования сельского хозяйства, правительство уже в октябре приняло ряд мер, направленных на смягчение роста цен на продовольствие и на поддержание сельскохозяйственных производителей. Отсутствие средств в федеральном бюджете, а следовательно, возможности оказать прямую финансовую поддержку производителям, вылилось, в наиболее разумные в нынешней ситуации, меры косвенной поддержки с использованием налоговых рычагов. В числе принятых мер косвенной поддержки продовольственного комплекса - октябрьское постановление правительства о реструктуризации сельскохозяйственных долгов по уплате во внебюджетные фонды. Так, сельхозпроизводители на пять лет освобождаются от уплаты обязательных платежей в пенсионный фонд, фонд социального страхования; фонд обязательного медицинского страхования; государственный фонд занятости. Одновременно с выше упомянутым постановлением правительства было принято другое, предусматривающее временное снижение на 50% транспортных тарифов на перевозку сельскохозяйственной продукции в период массового ее вывоза из основных производящих регионов. Реализация этого постановления поможет несколько сдержать рост цен на продовольствие. И наконец, к числу этих мер относятся временное (до 1 июля 1999 г.) расширение списка продовольствия, на которое распространяется льготная 10% ставка НДС; теперь он опять включает основной набор продовольственных товаров, а также отмена дополнительной 3% импортной пошлины на базовые виды продовольствия.



Хостинг от uCoz