Главная страница | База данных по публикациям | Обсудить |
Что касается реализации пакетов акций АО, созданных в 1997 гг., обеспечивших получение основной массы инвестиций, то в статистической отчетности Госкомстата РФ в 2 самостоятельные категории выделяются продажи на инвестиционном конкурсе без иностранных инвесторов и иностранным инвесторам, которые далее в данном контексте для краткости будут обозначаться, как резиденты и нерезиденты. Отраслевые и региональные акценты в действиях отечественных и иностранных инвесторов в процессе приватизации посредством инвестиционных конкурсов выглядели следующим образом. В 1997 г. при продаже акций АО на инвестиционном конкурсе резиденты обеспечили почти весь объем предусмотренных и веcь объем реально поступивших инвестиций, в результате чего обязательства были выполнены ими примерно на 8%. Парадоксально, но единственной точкой реального поступления инвестиций стала Архангельская область, а поступившие в регион вложения распределились между промышленностью строительных материалов (67,2%), строительство (16,7%), оптовой торговлей (12,0%), погрузочно-разгрузочными и транспортно-экспедиционными работами и услугами (4,1%).
Если рассматривать не фактически поступившие инвестиции, а принятые в 1997 г. резидентами инвестиционные обязательства, то в их отраслевой структуре доминируют пищевая индустрия (43,1% всего объема обязательств) и оптовая торговля (27,7%), а в региональной - Белгородская (43,1%, т. е. все обязательства по инвестициям в пищевую отрасль), Иркутская (26,7%) области и Москва (21,5%). Иностранный капитал по результатам инвестиционных конкурсов в прошедшем году имел единственную точку приложения средств: обязательства по инвестированию в такую достаточно нетрадиционную с коммерческой точки зрения отрасль, как культура и искусство (Калининградская область). Очевидно, что рассмотренный выше перечень инвестиций охватывает лишь небольшую их часть (только вложения при покупке на инвестиционном конкурсе акций АО). В них не включено создание новых предприятий со 100% иностранным капиталом, совместных предприятий c российскими партнерами, приобретение приватизируемого имущества иными, отличными от инвестиционного конкурса методами, портфельные инвестиции в капитал уже приватизированных предприятий посредством операций на фондовом рынке. Однако при этом стоит подчеркнуть, что многие из них означают лишь перераспределение уже существующей собственности, за которым далеко не всегда следуют инвестиции в основной капитал за счет собственных (прибыль и амортизация) или привлеченных (кредиты) средств. Пока же приходится констатировать, что роль приватизации, как дополнительного источника для финансирования инвестиционного процесса, остается крайне незначительной. Несмотря на почти 2-кратное увеличение зарегистрированного статистикой абсолютного (без поправки на инфляцию) объема инвестиций, полученых в ходе инвестиционных конкурсов (с учетом получения средств по проведенным ранее конкурсам), в 1997 г. по сравнению с 1996 г., эта величина составила всего 1,3% всех инвестиций в основной капитал (в 1994-1996 гг. - менее 1%). Низкая эффективность инвестиционных конкурсов, продемонстрированная практикой 1994-1996 гг. закономерно привела к их отмене согласно новому закону о приватизации от 21 июля 1997 г. с заменой на коммерческие конкурсы с инвестиционными условиями, когда права собственности переходят к победителю только после выполнения обязательств.
Однако проблема использования приватизации как инструмента структурно-инвестиционной политики в условиях российской экономики не сводится к болезненному вопросу выполнения инвестором своих обязательств и осуществления государством контрольных функций в этом вопросе. Существенным обстоятельством, объясняющим незначительную роль приватизации в привлечении инвестиций на микроэкономическом уровне, являются ограниченные (по сравнению с потребностями производства) возможности российского капитала, имеющего к тому же на сегодняшний день немало более привлекательных и менее рискованых направлений вложения средств.