Главная страница | База данных по публикациям | Обсудить |
(с 1-го по 23-е число) Министерство Финансов провело аукционы по размещению четырех выпусков ГКО (№ 21119 - 21122) и четырех траншей ОФЗ-ПД (№ 25021 и 25023 - по два дополнительных транша). Заявленный объем эмиссии составил 50 млрд. руб. по номиналу, размещенный - 32 млрд. руб. по номиналу (65% от заявленного). Спрос не превысил предложение, составив 50 млрд. руб. по номиналу. Выручка от размещения составила 24,5 млрд. руб., и оказалась ниже объемов погашения на 1,5 млрд. руб. На вторичных торгах было размещено выпусков на сумму 4,5 млрд. руб. по номиналу, выкуплено выпусков на сумму 1 млрд. руб. по номиналу, что, соответственно, составляет около 3 и 1 млрд. руб. по рыночным ценам. В апреле чистая выручка эмитента составила всего 0,5 млрд. руб., тогда как в марте данный показатель равнялся 5,5 млрд. рублей.
По нашим оценкам, в мае 1998 г. на рынке ГКО-ОФЗ следует ожидать некоторого снижения процентных ставок, связанного с прояснением политической ситуации и повышением спроса на выпуски, в том числе со стороны иностранных инвесторов. Фондовый рынок. Правительственный кризис, вызванный отставкой Кабинета министров РФ привел к месяцу стагнации на рынке российских акций. Как видно из графика 8, в понедельник 23 марта после обращения Президента РФ, объявившего о роспуске Правительства и подтвердившего неизменность экономического курса страны имел место даже кратковременный рост. Однако в дальнейшем возобладали медвежьи оценки сложившейся ситуации. Среди причин последующего снижения акций можно выделить следующие политические и экономические факторы. Во-первых, отрицательная реакция государственной Думы на предложенную президентом кандидатуру премьер министра С. Кириенко насторожила многих западных инвесторов. Упорство той или иной политической партии в отстаивании своих принципов, а следовательно, вероятность роспуска государственной Думы, выборов и будущий расклад политических сил не всегда является очевидным для широкого круга инвесторов, что значительно повышает риски инвестирования на столь колеблемом рынке. Именно поэтому многие компании и банки предпочли сократить свои активы в форме акций, что привело к снижению цен и фондового индекса. Во-вторых, рост доходности на рынке государственных ценных бумаг, вызванный теми же политическими причинами, до уровня 30% годовых. Столь высокая доходность по ценным бумагам, обеспеченным государственной гарантией, изменила предпочтения инвесторов, работающих в России в пользу ГКО-ОФЗ. В качестве одного из последствий такого изменения можно выделить снижение в конце марта - апреле 1998 г. деловой активности на фондовом рынке (см. динамику объемов торгов на графике 2 и в таблице 2). Падение уровня цен по облигациям до уровня, поддерживаемого Центробанком РФ в конце 1997 г. - начале 1998 г. снизила риски даже краткосрочных потерь на рынке ГКО-ОФЗ.
В-третьих, неопределенность в руководящих органах РАО "ЕЭС России", чьи акции являются наиболее торгуемыми на российском фондовом рынке, приостановление программы выпуска ADR РАО, объявленное The Bank of New York, и активность государственной Думы, определившей максимальную долю нерезидентов в капитале РАО "ЕЭС России" в 25% (По различным оценкам, на сегодняшний день западные инвесторы владеют 27 - 33% голосующих акций в РАО "ЕЭС России".), снизила привлекательность не только акций данной компании, но и всего российского фондового рынка в целом. В-четвертых, По-прежнему низкая цена на нефть продолжают отрицательно сказываться на российском фондовом рынке. Низкий спрос на акции АО "Лукойл", АО "Сургутнефтегаз", АО "Татнефть" и других нефтяных компаний, также учитывая высокую коррелированность динамики цен данных акций с российскими фондовыми индексами, продолжает влиять на настроения инвесторов. В-пятых, неблагоприятные тенденции на азиатских и мировых финансовых рынках (см. таблицу 1) пока не позволили российскому фондовому рынку преодолеть последствия затянувшегося на месяц политического кризиса даже после утверждения государственной думой С. Кириенко, произошедшего 24 апреля 1998 г.