Главная страница | База данных по публикациям | Обсудить |
Согласно окончательным данным по исполнению бюджета за первые семь месяцев 1998 года уровень налоговых поступлений в федеральный бюджет составил примерно 8,7% ВВП. Доходы федерального бюджета неналогового характера остались неизменными по сравнению с концом первого полугодия 1998 года на уровне немногим менее 1,9% ВВП. Таким образом, исполнение доходной части федерального бюджета не подверглось за июль значительным изменениям и его объем составил 10,6% ВВП. Аналогичная ситуация наблюдалась и с расходной частью. В итоге дефицит федерального бюджета на 1 августа, как и месяц до этого, равен примерно 3,8% ВВП.
В то же время продолжение тенденции сокращения доли внутренних источников финансирования в их общем объеме сохранилась. Более того, в результате конверсии внутреннего долга на сумму более 27 млрд. рублей по номиналу (стоимость еврооблигаций, на которые были обменены предъявленные к погашению ГКО, составила около 2,2 млрд. долларов (при номинале 2,97 млрд. и доходностью около 14% годовых) со сроком погашения в 2018 году и около 2,6 млрд. долларов (номинал - 3,47 млрд., доходность - 15% годовых) со сроком погашения в 2005 году) произошло превышение накопленных с начала года объемов погашенных ГКО и ОФЗ-ПК над суммой основного долга по ним на рекордно высокий уровень - 3,7% ВВП. Лишь значительные объемы привлечения средств за счет ОФЗ-ПД (с начала года основной долг по ним составил 3,15% ВВП, а погашение не производилось) некоторым образом компенсировал столь значительное падение объема средств, заимствованных из внутренних источников.
По нашим оценкам, исполнение доходной части федерального бюджета в августе-сентябре должно несколько сократиться как за счет снижения активности по экономике, так и за счет "зависания" платежей, осуществленных налогоплательщиками в банковской системе. Кроме того, учитывая тот факт, что июль, как первый месяц квартала, является месяцем расчета по налоговым обязательствам за предыдущий квартал, снижение уровня налоговых поступлений в августе более чем вероятен. Существует, однако, и противоположная тенденция способная несколько компенсировать потери бюджета от вышеуказанных причин - инфляционное расширение налоговой базы и, как следствие, объема налоговых обязательств. Маловероятно, тем не менее, что подобный эффект начнет сказываться ранее октября. Весьма возможным является снижение исполнения расходной части федерального бюджета в долях ВВП. Лишь в сентябре могут сказаться некоторые меры, предпринятые Правительством для снижения социальной напряженности, как, например, погашение задолженности по довольствию военнослужащим и стипендиям студентам. В июле, как видно из Рисунка 1, произошло снижение темпа прироста величины задолженности по налоговым поступлениям в федеральный бюджет. Общая величина задолженности, таким образом, составила около 141 млрд. рублей. С начала года погашено около 36 млрд. рублей задолженности в федеральный бюджет.