Главная страница База данных по публикациям Обсудить

Целевые дотации и субсидии АПК из федерального бюджета.

Источник: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1998 № 392 " Об экономических условиях функционирования АПК РФ в 1998 году"; Данные Минсельхозпрода РФ. Ориентация федерального правительства на программы в области растениеводства прослеживается и по другому положению рассматриваемого постановления. Устанавливается, что в текущем году правительство начнет осуществлять интервенционные закупки. Можно было бы согласиться с такой политикой, если бы она предлагалась в качестве меры выравнивания цен на молоко, имеющих в России крайне неблагоприятных для сельского хозяйства и продовольственного рынка сезонные размах колебаний. Однако правительство намерено проводить закупочные интервенции на зерновом рынке - то есть на рынке наиболее рентабельного товара в современном агарном секторе страны. Если это не попытка государства заработать на зерне, то это следование классическому принципу абсурда - искать там, где светлее. Ибо проведение интервенций на достаточно развитом зерновом рынке значительно проще, чем в любом другом секторе аграрного рынка. При этом можно довольно спокойно отнестись к данной норме постановления, так как реальных бюджетных средств на эту активность не предусмотрено, и следует думать, что она останется очередным благим пожеланием.

Впрочем, и вся остальная часть постановления либо повторяет уже имеющиеся нормативные документы (как в случае с льготным кредитованием), либо несет рекомендательную нагрузку (как, например, при признании целесообразным заключение соглашений "по развитию интеграционных связей"). В апреле же вышло постановление правительства о реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом. По количеству юридических лиц, имеющих задолженность перед бюджетом сельское хозяйство, наверное, является первым сектором экономики. В конце 1997 года органы управления АПК выходили в правительство с предложениями реструктуризации задолженности сельскохозяйственных предприятий, но предложение не было поддержано администрацией Президента. В результате кредит сельскому хозяйству в текущем сезоне принимает все более экзотические формы, ведущие к администрированию, с одной стороны, и дальнейшей бартеризации связей в АПК, с другой. Органы управления сельского хозяйства на местах получают возможность возродить распределительную практику кредитования со всеми вытекающими отсюда последствиями. Часто это связано с неверно выбранной политикой льготного кредитования, так как из 12 отобранных на тендере банков для распределения средств Фонда льготного кредитования, только СБС-Агро имеет реальную региональную сеть Остальные уполномоченные банки вынуждены работать через корреспондентские счета местных банков, которые подконтрольны в большинстве случаев региональным органам власти.

Основная же часть кредита поступает в сельское хозяйство через посредничество переработчиков и заготовителей, что ведет к всевозможным формам товарного кредита, давальчества, бартера. И теория, и уже накопленный российский опыт свидетельствуют о том, что в условиях натуральных обменных сделок сельское хозяйство всегда проигрывает, так как не располагает всем объемом рыночной информации и имеет меньший вес в сделках.



Хостинг от uCoz