Главная страница | База данных по публикациям | Обсудить |
Продолжавшийся в течение всего месяца и так и не получивший завершения процесс формирования нового правительства закономерно оказался в центре политической и экономической жизни в сентябре 1998 г. Решение вопроса о составе правительства представлялось прежде всего как выбор варианта решения вопроса о масштабах и методах эмиссии и усиления государственного вмешательства в экономику. Вместе с тем, как широкое обсуждение этих ключевых вопросов сегодняшней экономической политики, так и сам процесс формирования кабинета дают основание сделать один вывод. Опасности, связанные с вступлением в фазу эмиссии, широко осознаются в верхних эшелонах власти, и потому ни один из центров силы (ни Федеральное собрание, ни правительство, ни центральный банк) не готов взять на себя ответственность за принятие решения о ее начале.
Политика Думы в отношении процесса формирования нового правительства определялась несколькими моментами. Во-первых, как мы уже отмечали (См. Экономика России в августе 1998 г.), сыграло роль возрастание лоббистских усилий экономических групп интересов в ситуации острого финансового кризиса. Одновременно, сами эти группы интересов оказались значительно ослаблены ударами кризиса, междоусобной борьбой и политикой исполнительной власти. Во-вторых, понимание необходимости проведения непопулярных мер объективно заставляло оппозиционные фракции Государственной думы стремиться сохранить за собой возможность на определенном этапе дистанцироваться от правительства. Поведение региональных властей в начале осени 1998 г. закономерно аналогично их поведению в 1991 г. Введение ограничений на вывоз продовольствия и наличности, отказ регионов перечислять налоги в федеральный бюджет, введение моратория на увеличение цен на продукцию естественных монополий и т.п. в ситуации затянувшегося более чем на месяц финансового и политического паралича центральной власти могут рассматриваться как естественные шаги.
Увеличение числа губернаторов среди членов правительства отражает скорее не стремление центра противостоять региональному сепаратизму, а попытку исполнительной власти обрести еще одну точку опоры (и разделить ответственность) при благожелательно-оппозиционной Думе. Судьба законопроекта о возможности смещения со своего поста избранного губернатора Президентом РФ ("Об ответственности должностных лиц за нарушение Конституции и Федеральных законов РФ") может до некоторой степени служить индикатором способности исполнтельной власти найти общий язык с регионами. В целом, положение в России характеризуется слабостью как федеральных, так и периферийных центров власти. В таких условиях правительство неминуемо должно было опираться на самые разнообразные слои элит, представляя собой систему сдержек и противовесов. В сложившейся ситуации бюджет-99 в значительно большей мере, чем представление официальной программы правительства по выходу из кризиса, может рассматриваться в качестве критерия реальной экономической направленности и политической значимости нового кабинета.