Главная страница | База данных по публикациям | Обсудить |
Важно учитывать и тот факт, что инфраструктура российского рынка пока носит промежуточный характер, а каждый из ее сегментов имеет специфические особенности, связанные с общими проблемами переходной экономики. Применительно к депозитариям это означает, что подавляющее большинство российских депозитариев являются специализированными отделами коммерческих банков, основную часть клиентуры депозитариев составляют юридические лица, исполнение корпоративных действий по ценным бумагам клиентов практически неразвито, осуществлении расчетов по сделкам с ценными бумагами не соответствует международным стандартам, отсутствуют единые стандарты ведения депозитарной деятельности, международные стандарты бухгалтерского учета (GAAP), системы внутреннего контроля, управления рисками и надзора и др. В силу этого иностранные инвесторы и их кастодианы предпочитают иметь дело с российскими отделениями или представительствами крупных транснациональных банков-кастодианов в России, которые работают по международным стандартам депозитарной деятельности. Тем не менее в 1996-1998 гг. наметилась тенденция к более активному привлечению ими российских субкастодианов, которые лучше знают условия местного рынка.
Одним из возможных решений проблемы депозитарного обслуживания инвесторов в России является создание центрального депозитария, который наряду с опорой на международный опыт учел бы российскую специфику. В частности, указом Президента РФ N 1034 от 16.09.97 "Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации" предусматривается создание национальной депозитарной системы. В соответствии с этим указом принято постановление Правительства РФ N 741 от 10 июля 1998 г. "О мерах по созданию национальной депозитарной системы". Основной целью создаваемого согласно этому документу Центрального депозитария ("Центральный депозитарий - Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка") является обеспечение прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации. Центральный депозитарий и национальная депозитарная система должны выполнять следующие основные функции: - обеспечение сохранности информации о правах инвесторов на ценные бумаги и таким образом - обеспечение защиты права собственности; - обеспечение эффективных расчетов по сделкам с ценными бумагами; - уменьшение кредитных рисков при расчетах по ценным бумагам и денежным средствам, что подразумевает поставку против платежа. Предполагается также, что национальная депозитарная система обеспечит снижение затрат; ускорение расчетов; широкий круг участников системы; как можно большее число ценных бумаг, по которым могут вестись расчеты; доступ для удаленных пользователей, что подразумевает открытую региональную политику. При этом одной из важнейших задач при создании Центрального депозитария и национальной депозитарной системы является их интеграция в международные системы, осуществляющие расчеты и клиринг по ценным бумагам.
В целом же глубина финансового кризиса 1998 г. позволяет говорить о неизбежной длительности новой адаптации рынка к изменившимся экономическим условиям и об отсутствии краткосрочных перспектив для нового роста активности. Последнее же в нынешней ситуации является неотъемлемым условием дальнейшего реального прогресса в институциональном плане. Если ранее быстрый рост рынка создавал все новые стимулы для развития его инфраструктуры, то в настоящее время, видимо, следует говорить одновременно и о возможном затяжном кризисе элементов инфраструктуры рынка. Более того, если ранее и сами позитивные институциональные сдвиги становились дополнительным фактором роста и привлекательности (снижения рисков инвесторов) российского рынка, то после августа 1998 г. этого безусловно недостаточно в силу изменения общих экономических условий.