Главная страница | База данных по публикациям | Обсудить |
В октябре 1998 г., происходило дальнейшее увеличение числа эмитентов, объявивших о невозможности своевременно обслуживать свои долговые обязательства. К Татарстану и Новосибирской области, объявившими дефолт еще в конце августа, осенью добивалась республика Саха (Якутия), Свердловская Оренбургская, Липецкая, Иркутская и Новгородская области, а также единственное муниципальное образование, сформировавшее биржевой вторичный рынок собственных облигаций - г.Челябинск. В конце октября не сумело полностью вовремя расплатится по внутренним облигациям и Правительство Москвы, объясняя данный факт техническими причинами.
Непосредственной причиной дефолтов стало исчезновение возможности для эмитентов рефинансировать свои обязательства за счет новых заимствований в связи с кризисом на финансовом рынке. Снижение общего уровня бюджетных поступлений: падение собираемости налогов и задержки в получении федеральных трансфертов сделали погашение облигаций за счет собственных средств невозможным. В ряде случаев, значительная доля средств, привлекаемых при размещении региональных ценных бумаг резервировалась в ГКО, что после федерального дефолта не могло не подорвать устойчивость финансовых схем облигационных займов. В число немногих регионов, сумевших в октябре осуществить проведение новых заимствований на биржевом рынке ценных бумаг, вошел Санкт-Петербург, доразместивший серию городских краткосрочных облигаций со сроком обращения 49 дней по средневзвешенной доходности в 121,16% годовых. Примечательна низкая активность инвесторов: объем заявок составил всего 15,72% от величины доразмещения облигаций в размере 85 млн. руб. по номиналу. По итогам аукциона размещено было лишь 11,94% от выставляемого объема ценных бумаг. Также незначительный объем облигаций смогла разместить Челябинская область.
Несмотря на своевременное обслуживание российскими регионами внешних облигационных займов, доходность субфедеральных еврооблигаций (погашаемых в 2000-2002 гг.) на вторичном рынке превысила 100% годовых в долларах США, на несколько десятков процентных пунктов превышая доходность федеральных ценных бумаг с аналогичным сроком обращения. Значительные убытки фиксируют владельцы "сельских" облигаций, состоящие в значительной степени из иностранных инвесторов. К настоящему времени 46 регионов не сумели своевременно выполнить свои обязательства по данным ценным бумагам. Некоторыми из субъектов федерации обслуживание "сельских" облигаций, выпущенных ими в целях реструктуризации обязательств перед федеральным правительством, было сочтено второстепенным по отношению к обязательствам, эмитированных для финансирования собственных расходов. До сих пор значительные пакеты "сельских" облигаций, не размещенные на финансовом рынке по-прежнему находятся в распоряжении Минфина РФ. В настоящее время инвесторы выиграли ряд судебных разбирательств о невыполнению регионами обязательств по обслуживанию "сельских" облигаций. Однако реализация судебных постановлений сопряжена с очевидными трудностями: стоимость имущества региональных органов власти как правило существенно уступает накопленной величине долга и основным источником выплат становится бюджет. Учитывая проблематичность единовременного погашения всех просроченных долгов за счет ареста средств перенапряженных бюджетов, актуальной становится разработка федеральными органами власти нормативных актов, регламентирующих порядок реструктуризации задолженности региональных и местных органов власти.