Главная страница | База данных по публикациям | Обсудить |
15 апреля принято правительственное сезонное постановление об экономических условиях функционирования АПК в 1998 году. Так поздно его еще не принимали: когда не только уже производственные программы в АПК приняты, кредиты получены (или не получены), но и посевная началась там, где это позволила поздняя весна. Такому опозданию есть объективные причины - позднее принятие бюджета страны. Однако суть не только в этом. В принятом документе не содержится ничего принципиально нового в государственной аграрной политике. Система мер, даже форма постановления повторяется из года в год, меняются только цифры и подписи под ним. Поэтому срок принятия постановления не играет роли для реального функционирования АПК.
Основное содержание постановления заключается в разбивке выделенного АПК федерального бюджета по программам (см. таблицу 1). Из таблицы видно, что федеральные программы смещаются в область поддержки растениеводства, так как именно эти дотации предполагается увеличить в наибольшем масштабе. Животноводческие программы, по всей видимости, предполагается все более отдавать на откуп субъектов Федерации. Обращает на себя рост в более чем 12 раз расходов на компенсацию затрат на покупку минеральных удобрений. Эта одна из наиболее мощно лоббируемых статей, так как за ней стоят производители минеральных удобрений, в значительной мере сегодня поделенные между главными финансовыми группами страны. Тем не менее, большие запланированные бюджетные расходы в большинстве случаев оказываются невыплаченными; так, в 1997 году в первоначальном проекте бюджета на эти цели закладывалось 1800 млрд. рублей, фактически же было выплачено128,5. Основной порок такой практики заключается в том, что значительная запланированная сумма компенсации части затрат сельскохозяйственных производителей ведет, как правило, к всплеску цен на минеральные удобрения уже в начале года. Не исключено, что данное постановление также послужит толчком к росту соответствующих цен, как это уже было все предыдущие годы.
"Любимая" программа федерального правительства в животноводстве - поддержка производства шерсти. В прошлом году секвестр этой статьи составил самый меньший процент по сравнению со всеми другими дотациями и субсидиями АПК. В этом году вновь предусматривается существенный рост расходов. При этом ни роста производства шерсти, ни увеличения продукции легкой промышленности, работающей на отечественном шерстяном сырье не наблюдается. Таким образом, это классическая социальная программа, возрождающая к тому же советские дифференцированные закупочные цены: в регионах традиционного овцеводства ставки дотаций на шерсть устанавливаются выше (например, в Республике Алтай к цене на шерсть в 6 руб. доплачивают 15 рублей дотаций). Но и как социальная поддержка эта программа не работает - овцеводство продолжает ускоренно сокращаться. Таким образом, вместо кардинального решения проблемы доходов сельского населения в регионах традиционного овцеводства - например, инвестирования в переналадку отечественной текстильной промышленности с импортируемого хлопка на отечественные лен и шерсть, создания альтернативных источников дохода в таких регионах, - правительство несколько лет подряд реализует совершенно неэффективную программу, тем самым загоняя проблему вглубь.