Главная страница | База данных по публикациям | Обсудить |
Несмотря на достаточно раннее появление общих правовых и организационных предпосылок для применения процедуры банкротства практическая деятельность в этом направлении началась лишь в 1994 г., а с 1995 г. продажа предприятий-должников стала выделяться, как самостоятельный метод приватизации (проблема рассматривается только в контексте приватизации без учета имеющихся схем реструктуризации задолженности предприятий).
В 1997 гг. таким путем были приватизировано лишь 23 предприятия (в 1995 г. - 47, в 1996 г. - 39). 6 из них относились к розничной торговле, по 3 - к оптовой торговле, машиностроению и металлообработке. Большинство сменивших форму собственности предприятий-должников (13) до приватизации находилось в федеральной собственности. Однако при превышении продажной цены над начальной в 1,14 раза по всей группе предприятий, максимальная величина данного показателя была отмечена по предприятиям собственности субъектов Федерации (1,44), тогда как по предприятиям федеральной собственности данный коэффициент составил 1,076. Продажи предприятий-должников осуществлялись всего в 13 субъектах Федерации, в том числе в Ярославской и Белгородской областях - по 4 предприятия и в Вологодской - 3. В остальных же регионах эта процедура была применена в отношении 1-2 объектов, что не могло повлиять на общий фон приватизационного процесса в регионе. Финансовая эффективность нетрадиционных методов приватизации. Роль нетрадиционных способов приватизации в формировании доходов от этого процесса представлена в табл. 2. Как и в 1994-1996 гг., основная доля выручки от продажи недвижимости поступала по муниципальным предприятиям (более 70%), выручки от продажи земли - по предприятиям собственности субъектов Федерации (около 50,1%), выручки от продажи предприятий-должников и погашения инвестором просроченной задолженности предприятия федеральному бюджету - по предприятиям федеральной собственности (соответственно 90% и около 100%). Поcтупления по последней статье имели место в 15 регионах страны, причем в Оренбургской области оно дало около 3/4 всех полученных средств, в Липецкой - более 1/3.
Помимо вышеупомянутых можно отметить еще 3 новые доходные статьи, выделяемые Госкомстатом РФ наряду с погашением просроченной задолженности предприятия федеральному бюджету инвестором по условиям инвестиционного, коммерческого конкурсов с 1996 г.: 1) выполнение инвестором утвержденных федеральных программ для предприятия по условиям инвестиционного, коммерческого конкурсов; 2) от продажи облигаций и других ценных бумаг, подлежащих конвертации в акции предприятия; 3) от передачи в залог, доверительное управление акций АО. В целом можно констатировать, что потенциал проанализированных методов приватизационного процесса в 1994-1997 гг. в должной мере востребован не был. Причины этого состоят в преимущественно фискальной ориентации приватизационной политики федерального правительства, сильной зависимости от политики региональных властей, несовершенстве процедур корпоративного управления, продолжающейся на многих предприятиях борьбе за контроль, многочисленных причинах более общего характера, объясняющих сдержанное отношение солидных иностранных инвесторов к вложению своего капитала в Россию.
Возможными условиями раскрытия данного потенциала в ближайшие годы по мере вызревания предпосылок для перехода к экономическому росту на рыночной, конкурентной основе и начала структурной перестройки хозяйства являются реформа предприятий, жесткий контроль со стороны государства за выполнением инвестором взятых на себя обязательств, разумная политика в области санации и банкротств в рамках реализации двух новых законов: "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества" (вступил в силу со 2 августа 1997 г.), "О несостоятельности (банкротстве)" (вступил в силу с 1 марта 1998 г.).