Главная страница | База данных по публикациям | Обсудить |
Другим фактором влияния на динамику импорта агропродовольственной продукции станет характеристика сложившихся импортеров. Крупные, особенно западные импортеры могут сохранить уровень своих поставок в Россию для удержания рынка в перспективе. Так, крупнейшие импортеры мяса птицы в США, скорее всего, смогут удержать значительную долю своей продукции на российском рынке. С другой стороны, девальвация рубля окажет депрессирующее воздействие на импорт продовольствия, основанный на мелкооптовой, часто приграничной торговле. Это прежде всего, поставки из Китая, Польши и Турции.
Продовольственная торговля со странами СНГ также окажется под влиянием кризиса. В краткосрочном аспекте пока еще более дешевая продукция в этих странах будет мигрировать в Россию на уровне челночной торговли. Не случайно Белоруссия уже ввела жесткие ограничения на вывоз продовольствия в Россию. В дальнейшем в той степени, в которой Российский кризис распространится на страны СНГ (что, по-видимому, неизбежно), с одной стороны, цены будут выравниваться, с другой - вновь, как и в первые годы распада СССР, ухудшится платежная дисциплина, возникнуть проблемы обменных курсов, банковских платежей и т.д. В результате продовольственная торговля с ближним зарубежьем вновь начнет сокращаться.
Таким образом, на положение российского агропродовольственного комплекса в среднесрочной перспективе будет влиять целый ряд противоположных факторов, реальный баланс которых сегодня трудно предусмотреть. Очевидно, что натурализация обменных процессов в секторе и продовольственная самообеспеченность населения, сложившиеся к 1998 г. и которые будут усиливаться в результате кризиса, станут определенным буфером для агропродовольственной экономики и потребления населения в условиях разворачивающегося кризиса. Более того, агропродовольственный сектор с девальвацией рубля получил еще один шанс усилить свою конкурентоспособность на внутреннем рынке. Тем не менее, реализовать этот шанс сектор сможет только при решении финансовых проблем и при сохранении открытыми для отечественных производителей продовольственных рынков мегаполисов. В этих условиях у государственной власти не так много инструментов для решения проблем сектора. Было бы целесообразным максимально либерализовать аграрную политику, освободив сельскохозяйственных производителей от всех форм регулирования (государственные фонды всех уровней создают только иллюзию гарантированности продовольственного снабжения), максимально упростить доступ на рынки, возможно, срочно реструктурировать задолженности перед бюджетом (то, что еще не реструктурировано) и временно (на год) освободить сельское хозяйство от большинства современных платежей. Те потери, которые понесет бюджет от непоступления платежей от аграрного сектора (которые, в своем большинстве являются виртуальными), будут значительно меньшими, по сравнению с теми компенсациями, которые государство будет вынуждено выплачивать населению (преимущественно, городскому) из-за резкого удорожания продуктов питания. Кроме того, снятие платежей с сельского хозяйства может рассматриваться как альтернатива эмиссионного кредитования села весной 1999 г. Вторая задача стоит перед администрациями крупных городов страны: они должны удержать свои рынки от криминального блокирования по образцу 1992-1994 гг., тем более что за прошедшие годы уже накоплен опыт решения данной проблемы.