Главная страница | База данных по публикациям | Обсудить |
Михаил Матовников,
главный эксперт ЦЭА агентства "Интерфакс",
кандидат экономических наук.
На 5 действующих банков в России приходится 3 банка с отозванной лицензией. Совокупные активы банков, подлежащих ликвидации составляют 210 млрд. рублей. Несмотря на определенный прогресс, время, проходящее от момента отзыва лицензии до ликвидации банка недопустимо велико, а злоупотребления очень значительны. В среднем на принятие решения о ликвидации уходит 9-10 месяцев, и это в условиях, когда случаи реабилитации банков с отозванной лицензией единичны. Сам процесс ликвидации длится еще 2-3 года. Результаты работы государства с крупнейшими проблемными банками также сильно разочаровывают.
После кризиса 1995 года с рынка ушли 28% банков, а после кризиса 1998 года - 16,7%. 2000 год оказался очень удачным для российской банковской системы. Худшие прогнозы развития банковской системы после кризиса не сбылись. Неудовлетворительное финансовое положение в 2000 году стало причиной отзыва лицензии только у 36 банков. В то же время за 2000 год было выдано 9 новых банковских лицензий, как и в 1999 году. Еще у 11 банков были отозваны лицензии в связи с присоединением к другому банку.
Центральный банк заявил об отсутствии на настоящий момент банков, лицензия которых должна была бы быть отозвана на основании формальных критериев, принятых в Банке России.
В итоге в 2000 году наблюдались наименьшие за последние 5 лет темпы снижения количества действующих кредитных организаций. За 2000 года число действующих кредитных организаций сократилось с 1349 до 1311, или на 38 единиц. Для сравнения: в посткризисном 1999 году число банков сократилось на 127 (8,6%). В 1998-1996 годах число отозванных лицензий было ощутимо выше. В 1998 году число банков сократилось на 221 (7,7%), в 1997 – на 332 (16,4%), в 1996 – на 266 (11,6%).
Стоит отметить, что кризис 1998 года обошелся банковской системе России (но не кредиторам) дешевле, чем предыдущий кризис 1998 года. После кризиса 1995 года с рынка ушли 28% банков, а после кризиса 1998 года - 16,7%.
Регистрация и отзыв лицензий банков в 2000 году.
01.01.2001 |
01.01.2000 |
изменение |
|
Зарегистрировано кредитных организаций на дату |
2126 |
2378 |
-252 |
в том числе |
9 |
1 |
8 |
действующие кредитные организации |
1311 |
1349 |
-38 |
лицензия отозвана |
806 |
1028 |
-222 |
ликвидированные кредитные организации |
869 |
600 |
269 |
за нарушение законодательства |
516 |
258 |
258 |
присоединены к другому банку |
349 |
338 |
11 |
добровольная ликвидация |
4 |
4 |
0 |
Зарегистрировано за весь период |
2995 |
2978 |
17 |
Выдано лицензий за весь период |
2986 |
2977 |
9 |
Отозвано лицензий на нарушение законодательства за весь период |
1322 |
1286 |
36 |
Однако, даже в условиях снижения темпов отзыва банковских лицензий проблема массива банков с отозванными лицензиями продолжает нарастать.
На 5 действующих банков в России приходится 3 банка с отозванной лицензией. При 1311 действующих банках, в России продолжают существовать более 800 банков с отозванной лицензий, ликвидация которых еще не завершена. Уже к концу 2000 года банки с отозванной лицензией представляли собой практически альтернативную банковскую систему, которая к тому же практически не регулировалась. Совокупные активы банков с отозванной лицензией (то есть не включая СБС-Агро и Российский кредит) на 31 декабря 2000 года составляли 8,5% активов всех зарегистрированных банков, если исключить из рассмотрения Сбербанк, оценка поднимается до 11,6%. При включении в число банков, подлежащих ликвидации СБС-Агро и Российского кредита их доля в активах российских банков растет до 10,6% и 14,5%, если не учитывать Сбербанк. Совокупные активы банков, подлежащих ликвидации (с учетом СБС-Агро и Российского кредита) составляли 210 млрд. рублей, то есть почти половину активов Сбербанка, и почти в 2,5 раза больше активов второго по величине банка России - Внешторгбанка.
В России зарегистрированы не ликвидированные банки, утратившие лицензию еще в 1993 году. Среди всех зарегистрированных банков с отозванной лицензией 60% утратили ее еще до 1998 года.
Кредиторы банков обоснованно жалуются, что сроки ликвидации банков слишком велики, а выплаты кредиторам ничтожно малы, при этом вслед за отзывом лицензии зачастую начинается бесконтрольное выведение из банка оставшихся ценных активов при непосредственном участии временных и конкурсных управляющих. Пожалуй, совершенствование процедуры работы с ликвидируемыми банками является на настоящем этапе даже более важной задачей, чем развитие системы банковского надзора.
На принятие решения о ликвидации банка уходит в среднем от 9 до 10 месяцев. Проблема большого массива до сих пор не ликвидированных банков копилась не один год. В начале 1990-х годов очень распространенной была практика отзыва лицензии банка без принятия своевременных мер по его ликвидации. В результате к концу 2000 года в России все еще существовали банки, лишенные лицензии в 1993 году.
Стоит отметить, что эта проблема вовсе не связана со сложностями процесса ликвидации банков. Ни один из до сих пор не ликвидированных банков, лицензия которых была отозвана в 1993-1994 годах (таких банков 30), не был крупным кредитным учреждением в момент отзыва лицензии. Проблема в другом: срок принятия решения о ликвидации этих банков был недопустимо длительным. Для банков, лицензия которых была отозвана в 1993 году, но которые все еще не ликвидированы в среднем от момента отзыва лицензии до принятия решения о ликвидации прошло 1809 дней (почти 5 лет)! Аналогичный показатель для банков, лицензия которых была отозвана в 1994 году составил в среднем 1207 дней (более 3 лет).
Срок от момента отзыва лицензии до принятия решения о ликвидации
Вид ликвидации банка |
год отзыва лицензии у банка |
Итого |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Добровольная ликвидация |
- |
- |
103 |
157 |
49 |
39 |
33 |
- |
60 |
Банкротство под контролем кредиторов |
- |
- |
55 |
41 |
55 |
38 |
- |
- |
50 |
Принудительная ликвидация за нарушение банковского законодательства |
1809 |
1110 |
855 |
473 |
316 |
282 |
272 |
- |
570 |
Банкротство и ликвидация по суду из-за неспособности удовлетворить требования кредиторов |
- |
1334 |
856 |
495 |
267 |
219 |
204 |
130 |
393 |
Всего |
1809 |
1207 |
766 |
456 |
254 |
209 |
202 |
130 |
403 |
Наблюдается заметное сокращение среднего срока принятия решения о ликвидации банка. ЦБ заметно активизировал эту работу с 1997 года. Быстрее всего принимаются решения о добровольной ликвидации банков по инициативе акционеров и по банкротству под контролем кредиторов. В то же время сроки принятия решения о ликвидации банков, лицензия которых была отозвана в связи с нарушением банковского законодательства и по причине неспособности банка удовлетворить требования кредиторов, принимаются дольше, в среднем в течение 9-10 месяцев.
Благоприятный показатель 2000 года (всего 130 дней) не должен вводить в заблуждение: он рассчитан всего по 2 банкам, еще по более чем 30 банкам, лицензия которых была отозвана в 2000 году, решение о ликвидации все еще не принято.
Столь длительный период принятия решения о ликвидации, безусловно, необоснован. Случаи реабилитации банков, утративших лицензию, единичны, однако почти две сотни банков все еще ждут своей очереди, в конечном итоге 99% из них будет именно ликвидировано, но в течение периода неопределенности временные управляющие и другие органы, чаще всего связанные с акционерами и/или менеджментом банка, проводят действия, ухудшающие положение кредиторов.
Число зарегистрированных на 1.01.2001 банков, по которым принято решение о ликвидации
Вид ликвидации банка |
год отзыва лицензии у банка |
Итого |
|||||||
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
||
Добровольная ликвидация |
0 |
0 |
6 |
1 |
3 |
10 |
4 |
0 |
24 |
Банкротство под контролем кредиторов |
0 |
0 |
6 |
9 |
17 |
4 |
0 |
0 |
36 |
Принудительная ликвидация за нарушение банковского законодательства |
2 |
13 |
40 |
29 |
37 |
22 |
8 |
0 |
151 |
Банкротство и ликвидация по суду из-за неспособности удовлетворить требования кредиторов |
0 |
10 |
52 |
90 |
132 |
75 |
65 |
2 |
426 |
Всего |
2 |
23 |
104 |
129 |
189 |
111 |
77 |
2 |
637 |
Решение о ликвидации не принято |
1 |
2 |
7 |
3 |
25 |
59 |
40 |
28 |
165 |
На принятии решения о ликвидации проблемы кредиторов банков, естественно, не заканчиваются. Сама процедура ликвидации также представляет собой не всегда честный процесс (и даже, как правило, совсем наоборот вызывает многочисленные нарекания кредиторов).
Распределение ликвидированнных банков по числу лет от отзыва лицензии до ликвидации
Источник: рассчитано экспертами ЦЭА.
Большинство банков ликвидируются только на третий год после принятия соответствующего решения. Процесс ликвидации в среднем занимает не менее 2 лет (среднее значение по 20 банкам, по которым были детальные данные, составило 950 дней).
Банк России неоднократно формулировал стремление к нормализации процедур работы с банками-банкротами. В 2000 году работа по ликвидации банков, наконец, заметно ускорилась. За год было ликвидировано почти 238 банков (почти половина ликвидированных за все время существования банковской системы России), что почти в 1,5 раза больше, чем годом ранее. Частично это следствие принятых еще в 1997 году решений о ликвидации банков, которые стали завершаться к 2000 году, однако, очень заметная и составляющая, связанная именно с увеличением усилий по ликвидации массива недействующих банков.
Распределение ликвидированных в 1992-2000 банков по году ликвидации (исключая банки, ликвидированные в связи с присоединением к другому банку).
Источник: рассчитано экспертами ЦЭА.
За последние 3 года не было случаев ликвидации банков в год отзыва лицензии, даже несмотря на то, что отзывается большое число лицензий крайне маленьких банков с незначительным кредитным портфелем, в котором отсутствуют долгосрочные ссуды. В этом процессе очень заметно инфраструктурное отставание российского финансового рынка. Один из скорейших способов расплаты с кредиторами - наличие вторичного кредитного рынка, на котором модно было бы реализовать кредиты ликвидируемых банков. В таком случае новый кредитор принимает на себя риски и расходы, связанные возвратом кредита, а кредитора банка быстро получают средства. Пока же ликвидация сильно затягивается в связи с необходимостью обеспечения возврата всех кредитов банка. Нет нужды говорить, что в этом случае, особенно учитывая злоупотребления конкурсных управляющих и затраты на управление ликвидируемым банком, кредиторы получают очень небольшую часть средств и течение очень длительного времени.
Распределение ликвидированных банков по году отзыва лицензии
год отзыва лицензии |
год ликвидации банка |
|||||||||
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Итого |
|
1992 |
7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7 |
1993 |
- |
10 |
3 |
0 |
2 |
2 |
0 |
2 |
3 |
22 |
1994 |
- |
- |
1 |
0 |
3 |
11 |
4 |
6 |
13 |
38 |
1995 |
- |
- |
- |
0 |
3 |
15 |
26 |
23 |
44 |
111 |
1996 |
- |
- |
- |
- |
2 |
12 |
33 |
35 |
62 |
144 |
1997 |
- |
- |
- |
- |
- |
12 |
8 |
25 |
70 |
115 |
1998 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
8 |
41 |
49 |
1999 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
5 |
5 |
2000 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
Всего |
7 |
10 |
4 |
0 |
10 |
52 |
71 |
99 |
238 |
491 |
Результаты работы государства с крупнейшими проблемными банками разочаровывают. На первый взгляд, работа с проблемными банками, проводимая АРКО под эгидой государства, прежде всего, Российского кредита и СБС-Агро, должна быть образцом корректного поведения по отношению к кредиторам и организации процедуры. Однако, и эти два примера в полной мере характеризуются теми же проблемами. А в связи с более широким освещением этой работы выявляются и дополнительные особенности мероприятий.
АРКО в отношении обоих банков удалось заключить мировые соглашения. Однако, похоже, такой исход в большей степени отражает интересы именно АРКО, чем кредиторов. Оба банка однозначно неплатежеспособны, без списания до 90% задолженности речи о продолжении существования этих организаций быть не может. Условия реструктуризации долгов Российского кредита и СБС-Агро сложно назвать утешительными для кредиторов.
Положение Российского кредита несколько лучше, чем СБС-Агро (если, конечно, слово "лучше" применимо к банку, о платежеспособности которого также говорить не приходится). Задолженность банка "Российский кредит" перед всеми группами кредиторов составляет 25,4 млрд. рублей, при этом свыше 50% из этой суммы приходится на долг перед иностранцами.
Анализ условий реструктуризации позволяет сделать предположение, что текущая стоимость выплат, которые получат кредиторы - юридические лица в процессе реализации мирового соглашения, не превысит 20% общей суммы долга.
Второй вывод состоит в том, что крупные вкладчики совершенно справедливо протестовали против заключения мирового соглашения. В случае ликвидации банка они, как кредиторы второй очереди, получили бы свои средства значительно быстрее, чем по условиям мирового соглашения, учитывая, что у банка уже есть средства, чтобы выплатить немедленно по 5% стоимости обязательств юридически лицам. Но поскольку мировое соглашение принимается голосованием кредиторов с учетом общей суммы требований к банку, вкладчики оказываются вынуждены следовать принятому собранием кредиторов соглашению.
При этом банк в таком виде будет существовать еще, как минимум 10 лет. Учитывая урон, нанесенный марке банка, его восстановление вряд ли целесообразно, хотя конечно, по прошествии нескольких лет, технически возможно. Однозначно без детального ознакомления со структурой активов банка трудно судить о предпочтительности быстрой ликвидации, либо принятого мирового соглашения, но случай с СБС-Агро позволяет взглянуть на вопрос совсем с другой стороны.
Условия мирового соглашения, заключенного кредиторами с банком Российский кредитГруппа кредиторов | Условия реструктуризации | |
Физические лица | сумма вклада | выплаты |
до 30 тыс. руб. | 100% | |
до 150 тыс. руб. | 30 тыс. руб. + погашение оставшейся суммы в течение 1,5 лет | |
свыше 150 тыс. руб. | 20% + погашение оставшейся суммы в течение 1,5 лет | |
Юридические лица, включая иностранные |
|
Общий объем требований всех кредиторов СБС-АГРО составляет 49,74 млрд. рублей. Из этой суммы 5,2 млрд. рублей приходится на физических лиц и 1,5 млрд. рублей - на бюджетную систему. 42,4 млрд. - долг перед юридическими лицами, причем 40% - обязательства перед нерезидентами. Обязательства, обеспеченные залогом, составляют 300-400 млн. рублей.
Условия мирового соглашения, заключенного кредиторами с банком СБС-АгроГруппа кредиторов | Условия реструктуризации |
физические лица |
|
кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом |
|
бюджет и внебюджетные фонды |
|
юридические лица | векселя СБС-Агро со сроком погашения не менее 25 лет. |
Ликвидационная стоимость активов СБС-АГРО оценивается в 3,3 млрд. рублей, что не достаточно для исполнения обязательств даже перед частными вкладчиками. В результате условия реструктуризации для кредиторов СБС-Агро были значительно хуже, чем в Российском кредите, а эффективность мирового соглашения ничтожна.
Вкладчики на собрании кредиторов заявили о своем несогласии с предложенными АРКО условиями мирового соглашения, называя их "очередным обманом" и "грабежом". Вкладчики получат активы, текущая стоимость которых, например, для вкладчика, требования которого к банку равны $5000, составляет всего 54%, по мере увеличения суммы требований эта оценка будет приближаться к 43% (примерная рыночная стоимость ОВВЗ указанных серий). Однако, 13 февраля 2001 года условия мирового соглашения были приняты собранием кредиторов банка СБС-Агро.
Большинство кредиторов получат рублевые векселя СБС-Агро со сроком погашения 25 лет. Эффективность такого соглашения крайне низка, при этом все эти 25 лет в России будет существовать банк-банкрот. Секрет этой схемы раскрыли представители АРКО. При ликвидационной стоимости СБС-Агро оцениваемой в 3,3 млрд. руб., предполагается, что на ликвидационные процедуры потребуется 1 млрд. рублей, причем эти средства должны быть выделены из конкурсной массы (!). АРКО, перспективы которого по мере преодоления последствий кризиса 1998 года вызывают все больше вопросов, получило источник существования на четверть века вперед.
Кредиторы, как и всегда в России, за все заплатят.
Дата публикации: 15.02.2001