Главная страница База данных по публикациям Обсудить

19 декабря 2001 года.

Низкий старт потребкредитования


Михаил Матовников, зам. генерального директора
рейтингового агентства Интерфакс

Важным фактором, сдерживающим развитие потребительского кредитования, является отсутствие банка данных о заемщиках. Именно в области потребительского кредитования роль кредитных бюро велика, как нигде более. Только накопление массива кредитных историй позволит сделать потребительское кредитование менее рискованным и позволит подключиться к нему широкому кругу банков.

В 2001 году можно говорить о резком увеличении темпов роста кредитного портфеля, предоставленного физическим лицам. Если экстраполировать тенденцию темпов роста кредитного портфеля банков частным заемщикам, сложившуюся в 2000 году, на 1-е полугодие 2001 года, получим, что из прироста объема ссуд гражданам (включая ссуды предпринимателям) за первые семь месяцев 2001 года в размере 31 млрд руб., превышение ожидаемого значения составило 9 млрд руб. То есть сложившиеся темпы роста кредитов физическим лицам были почти в 1,5 раза больше, чем можно было ожидать. Но рост кредитного портфеля начинается с очень низкого старта. Всего граждане России получили 70 млрд рублей кредитов, эта сумма эквивалентна менее чем 50 рублям кредитной задолженности на одного россиянина.

Одним из факторов отмеченного ускорения темпов роста кредитования граждан коммерческими банками является, по видимости, внесение в Налоговый кодекс РФ статей 86.1-86.3 о налоговом контроле за расходами физического лица. Согласно этой статье, при приобретении физическим лицом недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, культурных ценностей или золота в слитках налоговые органы после получения от организаций и уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию этого имущества, проводят анализ соответствия расходов физического лица его задекларированным доходам. При наличии серьезного расхождения между декларированными доходами и расходами физического лица или отсутствии информации о доходах физического лица налоговые органы направляют требование о даче пояснений по этому факту.

Одним из самых распространенных приемов обхождения этого закона является декларирование в качестве источника средств получение кредита. Конечно, в качестве кредитора можно называть и физическое лицо, но услуги банка в этой ситуации оказываются предпочтительнее, так как банку не требуется, в свою очередь, подтверждать свои источники доходов. При этом контроль за источниками погашения этих кредитов не предусматривается. Фактор этих изменений настолько весом, что, например, в программе ипотечного кредитования "Дельта-кредит" даже введен запрет на досрочное погашение кредитов в течение первых трех месяцев после получения кредита. Это позволяет банку получить некоторый доход по кредиту и компенсировать издержки, связанные с его выдачей.

Косвенным признаком подобного объяснения является то, что лидерами по объему предоставленных кредитов гражданам являются крупные корпоративные банки. Именно в этих же банках наблюдается самая низкая доля просроченных кредитов. По объему предоставленных кредитов гражданам лидирует Сбербанк. На середину 2001 года он выдал кредитов на сумму 21,2 млрд руб. За 1-е полугодие объем кредитов гражданам в Сбербанке выросли на 41,4%. На втором месте — Альфа-банк с остатком ссуд гражданам на 6,2 млрд руб. При этом за полгода объем ссуд гражданам в банке вырос в 50,5 раза (!). Также очень высокие темпы роста кредитного портфеля гражданам сложились в банке "Менатеп Санкт-Петербург" (34,3 раза).

Вообще, похоже, сами банки не верят в распространенный миф о том, что частные лица — более аккуратные заемщики, чем предприятия. Хотя данные о доле просроченных кредитов Банка России свидетельствуют именно об этом. В конце 1998 года доля просроченных кредитов среди кредитов частным лицам составила 4,1%, а среди кредитов субфедеральным органам власти — 7,5%, среди кредитов федеральным органам власти — 9,4%, а среди кредитов предприятиям и организациям — 11,3%. Но такие показатели в первую очередь обусловлены именно высокой долей кредитов сотрудникам.

Стоит заметить, что банки, реально занимающиеся кредитованием граждан, не могут похвастаться особо низкой долей просроченных кредитов. Более пристальный анализ позволяет развеять и миф о сравнительно более высокой надежности частных заемщиков.

Самой известной (без учета Сбербанка) программой потребительского кредитования является программа банка "Русский стандарт". Банк предлагает приобретение бытовой техники в кредит с оформлением договоров прямо в магазине. Заплатив не менее 20% стоимости товара, покупатель получает остальную часть стоимости в кредит на срок до полугода под процентную ставку на уровне 20,8% годовых. Такие процентные ставки надо признать достаточно приемлемыми. Благодаря агрессивному продвижению кредитных продуктов, "Русский стандарт" поднялся на 11-е место по объему выданных кредитов частным гражданам, хотя по величине активов он стоит всего на 141-й позиции. При этом объем предоставленных кредитов увеличился за полгода в пять раз. Однако доля просроченных кредитов составляет 4,4%. Короткие сроки погашения кредитов и небольшие их суммы снижают риски банка. По оценкам экспертов РА "Интерфакс", пока расходы клиентов вполне компенсируются процентными платежами. Определенное беспокойство вызывает быстрый рост доли просроченных кредитов в портфеле банка. Если на начало 2001 года эта доля составила 0,3% кредитов частным лицам, то к 1 апреля она уже выросла до 1,2%, а к 1 июля — до 4,4%. Очень велика вероятность, что рост доли просроченных кредитов продолжится и во второй половине 2001 года.

Web-примечание: таблица к этой статье публикуется только в бумажной версии газеты.




Хостинг от uCoz