Главная страница | База данных по публикациям | Обсудить |
Проблема государственного финансирования научно-технологической сферы в 1998 году привлекает обостренное внимание, и в особенности в последние, летние месяцы. О том, что положение стало критическим, свидетельствует хотя бы факт двух недавних забастовок работников науки и реальной возможности еще одной, в сентябре. О том, что бюджетные расходы на науку сокращаются, говорится давно, это не является новостью. Новизна складывающейся в настоящее время ситуации состоит во-первых, в том, что это сокращение вдруг резко ускорилось и при этом оказались обнародованными проектировки дальнейших бюджетных расходов, которые не оставляют никаких надежд на улучшение ситуации; во-вторых, урезая бюджетные расходы, государство одновременно ухудшает условия для возможного выживания за счет внебюджетных и привлекаемых иностранных источников.
Картина бюджетного финансирования складывается следующая: после секвестирования бюджета расходы по статье "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" сократились на 26.5%. Но даже и секвестированный бюджет не выполняется. Кроме того, вводятся лимиты и приоритеты постатейного расходования средств: институты научно-технической сферы должны будут в первую очередь оплачивать энергоресурсы, а не пускать финансирование на заработную плату, как это происходит сейчас. Одна из основных выдвигаемых в настоящее время на государственном уровне идей состоит в стимулировании самоокупаемости науки. Однако очевидно, что не все может быть самоокупаемым и поэтому необходима разумная селективность - особенно при столь существенных сокращениях бюджетных расходов. К сожалению, процесс пока однонаправленный. Так, предполагалось сократить вдвое отчисления в государственные научные фонды - структуры, на сегодняшний день одни из самых эффективных в сфере науки с точки зрения используемого механизма распределения средств. Пока эта инициатива Министерства финансов не принята. Другим характерным примером является политика в отношении использования внебюджетных источников финансирования. В принятом Законе "О федеральном бюджете на 1998 год" благодаря статье 105 вузы потеряли возможность распоряжаться доходами от арендной платы. А этот источник финансирования составлял, по оценкам экспертов, до 30% всех внебюджетных доходов вузов. Поскольку абсурдность ситуации быстро стала очевидной, в конце июня Дума приняла соотвествующую корректирующую поправку. Аналогичная история происходила и с другими организациями сферы науки: академическими учреждениями, государственными научными центрами. Они имели возможность оставлять в своем распоряжении до 70% дохода, получаемого от сдачи имущества в аренду. Были попытки сократить процент отчислений и даже отменить эту норму, как это временно получилось с вузами, и только 19 июля 1998г., после внесения изменений и дополнений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике", академии наук и научные организации, имеющие государственный статус, получили законное право сдачи в аренду временно неиспользуемого ими федерального имущества, находящегося в их ведении. Отсутствие селективности приводит и к потере потенциально возможных и важных зарубежных источников финансирования. Например, правительство практически отказалось от данного им еще в прошлом году обязательства финансировать на паритетных началах Международную Соросовскую Программу образования в области точных наук. Из обещанных 10.5 млн.долларов было выделено только 3 млн.долларов, и если в августе не будут выплачены оставшиеся 7.5 миллионов, а также выделено финансирование на текущий год, то программа будет закрыта. В финансовом смысле это означает потерю привлекаемых в эту сферу зарубежных средств, а фактически - прекращение поддержки профессоров, доцентов, активно занимающихся наукой и ведущих преподавательскую деятельность, талантливых студентов и аспирантов, а также заслуживших наивысшие оценки своих учеников учителей-естественников