Главная страница | База данных по публикациям | Обсудить |
Функциональная неоднородность расходов в системе социального страхования и нечеткость гарантий в области санаторно-курортного обслуживания и оздоровления оказываются наиболее слабыми ее местами в условиях, когда государство ищет пути экономии социальных расходов. Работники Фонда социального страхования пытаются обосновать необходимость сохранения расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление тем, что такие расходы имеют полезный эффект, выражающийся в сокращении в два-три показателей заболеваемости у лиц, прошедших лечение или оздоровление в рассматриваемых учреждениях. Таких доводов принципиально недостаточно. Убедительной может быть лишь стоимостная оценка возможной экономии на выплате пособий по нетрудоспособности и экономии расходов на медицинскую помощь лицам, прошедшим лечение или оздоровление, соотнесенная с затратами на эти мероприятия. Но таких расчетов не приводится, и думается, не только из-за методологических сложностей получения корректных оценок. Серьезный аргумент против сохранения расходов на санаторно-курортные нужды в бюджете фонда социального страхования - это дифференциация возможностей застрахованных пользоваться выгодами системы социального страхования. По расчетам, основанным на данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проведенного в 1997 г. Госкомстатом РФ, 80% субсидий, полученных работниками предприятий, организаций и учреждений на санаторно-курортное лечение и отдых, достались 20-ти процентной группе домохозяйств, имеющих наибольшие доходы.
Налоговые инициативы, с которыми в декабре 1998 г. выступило Правительство РФ, предусматривают сокращение тарифа взносов в Фонд социального страхования с 5,4% до 3,8% от фонда оплаты труда. В этом случае сумма взносов на социальное страхование сократится с 1,1% ВВП до 0,8%. Это едва превышает величину необходимых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности. Таким образом, исключение расходов на санаторно-курортные нужды из бюджета фонда социального страхования станет императивным требованием. Одновременно еще более усиливается необходимость пересмотра системы пособий по временной нетрудоспособности. Некоторые либеральные экономисты предлагают вообще отказаться от выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств, собираемых в виде обязательных взносов с работодателей, а вместо этого направить эти взносы для финансирования программы обязательного медицинского страхования. При этом оплата пособий по временной нетрудоспособности будет возложена полностью на работодателей.
Однако следует принять во внимание, что такое решение не позволит сбалансировать программу ОМС с финансовым обеспечением: 7-процентного тарифа взносов хватит для покрытия затрат на предоставление медицинской помощи трудоспособному населению при условии серьезных изменений в структуре этой помощи и соответствующем снижении стоимости программы ОМС на 24%. Но такие структурные сдвиги, требуют в свою очередь инвестиций и, главное, времени для своего осуществления. Так что на практике все равно не удастся ликвидировать существующие соплатежи населения, покрывающие более четверти совокупных расходов на медицинскую помощь. Предлагаемое решение, не устранив фактичекую платность медицинской помощи, может ухудшить материальное положение семей с низкими доходами, если не удастся обеспечить соблюдение работодателем возложенных на них обязаностей.