Главная страница | База данных по публикациям | Обсудить |
В декабре 1998 г. исполнилось 95 лет со дня принятия в России первого закона в области социального страхования - Закона о вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев. Эта годовщина была использована Фондом социального страхования для привлечения внимания к проблемам и перспективам системы социального страхования в России. В последние два года в правительстве неоднократно обсуждались возможные направления рационализации системы социальных гарантий, включая реформирование системы социального страхования. Августовский 1998 года финансово-экономический кризис еще более обострил проблемы финансового обеспечения социальных гарантий государства и актуализировал обсуждение вопроса о возможности их пересмотра. Суть обсуждаемых предложений состоит в следующем: отказаться от ряда направлений использования средств социального страхования: финансирования санаторно-курортного лечения и оздоровления работающих и их детей, финансирования детско-юношеских спортивных школ, оплата стоимости детских новогодних подарков и др.; " уменьшить тариф взносов работодателей в Фонд социального страхования; " сократить число пособий, выплачиваемых за счет средств социального страхования, изменить их размеры и порядок предоставления;
" объединить системы социального и обязательного медицинского страхования. Сложившиеся направления использования средств социального страхования являются функционально неоднородными. Одну группу составляют расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам. Они имеют ясно выраженную страховую природу. Их доля в совокупных расходах Фонда социального страхования составила в 1997 г. 62%. Другая группа расходов - это выплата пособий при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, по уходу за ребенком-инвалидом и пособий на погребение. Эти расходы не связаны со страхованием рисков, а представляют собой формы социальной помощи населению. На данную группу приходится 13% расходов Фонда социального страхования (1997 г.). Третья группа расходов - финансирование санаторно-курортного лечения и оздоровления. Расходы по указанным направлениям составили 20% общих расходов Фонда социального страхования в 1997 г. и 28% по данным за 9 месяцев 1998 г. Лишь 10% этих расходов связана с возмещением затрат на реабилитацию граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении по медицинским показаниям после перенесенного заболевания, а также пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Для других категорий работающих граждан условия получения ими и их детьми льготных путевок в санатории, профилактории и оздоровительные лагеря не являются четко определенными. Они прежде всего зависят от финансовых возможностей предприятий, а там, где такие возможности имеются - от решений, принимаемых профсоюзными комитетами.