Главная страница База данных по публикациям Обсудить

Сфера образования: противоречия сохраняются

Принятый в 1995 г. Закон "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" предусматривал сохранение в силе всех своих положений в течение трех лет. Истечение срока действия этого закона вновь вывело на передний план дискуссию о возможностях трансформации отношений собственности в сфере образования. Очевидным способом преодоления острых финансовых трудностей сферы образования могло бы выступить преобразование формы собственности учебных заведений посредством введения института многоучредительства, в рамках которого средства соучредителей могли бы существенно дополнить государственное финансирование. Однако Госдума РФ, последовательно продолжая линию на "защиту" отечественной системы образования, приняла 7 октября поправки к упомянутому выше закону о сохранении статуса учебных заведений. В соответствии с этими поправками ни одно учебное заведение федерального подчинения не может быть ликвидировано без согласия депутатов Госдумы, которое они должны высказать в своем постановлении, для региональных образовательных учреждений должно быть соответствующее согласие депутатов местной думы. Тем самым, фактически был введен бессрочный мораторий на многоучредительство учебных заведений.

Таким образом, если данные поправки будут поддержаны Советом Федерации и Президентом РФ, дополнительные средства, столь необходимые для системы образования, в обозримом будущем в образовательных учреждениях за счет привлечения новых учредителей не появятся. Очевидно, подобное решение отнюдь не означает, что Госдума автоматически увеличит бюджетное финансирование образования. Следовательно, оно будет по-прежнему нуждаться в дополнительных ресурсах. Одним из возможных путей их привлечения может, вероятно, стать введение института страхования для школьников платных мест в вузах: программа "Образовательное страхование" была одобрена во второй половине октября коллегией МОПО РФ, которое незадолго до этого возглавил новый министр В.М.Филиппов. Предложенная схема страхования учащихся предполагает, что не менее, чем за пять дет до поступления в вуз (т.е. не позднее шестого класса) родители учащегося должны определить его будущую профессию, а за полтора года до окончания школы - конкретный вуз. Исходя из этого, родители учащегося заключают два договора: первый - со страховой организацией о страховании жизни ребенка, включая плату за полный курс обучения в вузе; второй - с некоммерческой организацией Фонд поддержки образования о платном месте в вузе. В случае, если застрахованный ученик не выдерживает вступительного конкурса на платное отделение или проходит по общему конкурсу на бесплатное место, то учащемуся возвращаются Фондом средства за вычетом произведенных затрат на содержание Фонда. Поскольку от страховых компаний в Фонд перечисляется только 80% всех выплат родителей (20% - это покрытие издержек страховых компаний), то до вуза в конечном счете будет доходить только 70% всех выплаченных средств. Они будут выдаваться вузам Фондом в форме долгосрочных ссуд, которые будут погашаться вузами через предоставление платных учебных мест.

Важно подчеркнуть, что в данной схеме функции страховых агентов предусмотрено возложить на учителей школы, которые должны будут получать соответствующие агентские вознаграждения. Нетрудно увидеть, что такая схема создает у преподавателей школ достаточно значимые стимулы к выработке у учащихся из состоятельных семей заниженного представления об их возможностях, с тем, чтобы повысить вероятность заключения договоров страхования именно для данного контингента учащихся. Одновременно, одобренная коллегией МОПО РФ схема страхования учащихся не содержит удовлетворительного способа разрешения ситуаций, когда число застрахованных, желающих учиться в определенном вузе, существенно превысит его возможности в обучении. Предусматривается, что Фонд предложит застрахованному место в другом вузе, или по другой специальности, если же учащийся откажется, то страховые выплаты будут ему возвращены, однако за вычетом уже осуществленных Фондом и страховой компаний затрат. Такая схема, очевидно вполне устраивает Фонд, однако, застрахованный окажется в ее рамках безвозмездным кредитором Фонда.

Кроме отмеченных, программа "Образовательное страхование" обладает еще одной важной негативной чертой - в ней отсутствуют четко прописанные гарантии сохранности вкладываемых средств населения, что, учитывая долгосрочный характер вложений, существенно увеличивает риски для него. В целом, как представляется, не будучи экспериментально опробованной хотя бы в одном крупном вузовском центре, данная программа вряд ли может претендовать на повсеместное внедрение в рамках всей России.



Хостинг от uCoz