Главная страница База данных по публикациям Цитируемость
  Эксперт, #4 (311) от 28 января 2002 Русский бизнес   

   РОССИЙСКИЕ БАНКИ  

Касьянов сорвал банк

Правительство стремится к контролю над денежными ресурсами Внешторгбанка. Зачем?

Светлана Климюк, Екатерина Шохина

Восемнадцатого января правительство одобрило проведение допэмиссии Внешторгбанка для вхождения в его капитал Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) при условии, что доля Центробанка в уставном капитале ВТБ (99,9% акций) перейдет правительству. С этого дня, видимо, начинается новый этап в судьбе одного из ведущих банков России.

С момента создания Внешторгбанка в 1992 году необходимость выхода ЦБ из его капитала никогда не подвергалась сомнению, в том числе и самим Банком России. Речь шла только о конкретных сроках, механизмах и процедурах этого выхода. МВФ и Мировой банк настаивали на приватизации ВТБ с участием иностранного инвестора, но конкретных предложений от иностранцев не поступало, а российским структурам такая покупка была не по карману.

Сдвиг наметился чуть более года назад. Говоря о будущем российской банковской системы, Михаил Касьянов заявил, что доля Центробанка в уставном капитале ВТБ должна перейти к правительству в лице Минфина. В последней редакции нового законопроекта "О Центральном банке" появился конкретный срок выхода Банка России из капитала ВТБ - 2003 год. Одновременно нашелся и потенциальный инвестор - ЕБРР, заявивший о желании приобрести 20% акций Внешторгбанка, но только при условии его приватизации (о чем у Касьянова - ни слова). В ноябре прошлого года все министерства одобрили продажу акций Внешторгбанка иностранцам, и по распоряжению Михаила Касьянова была сформирована рабочая группа по подготовке законопроекта о приватизации ВТБ. Однако руководство Центробанка не разделило энтузиазма правительства. Виктор Геращенко обратился к Владимиру Путину с письмом, в котором призвал не торопиться с приватизацией Внешторгбанка и осуществлять выход Банка России из капитала ВТБ постепенно, в течение нескольких лет, учитывая, что в случае кризиса у государства просто не останется резервов. В декабре президент поручил правительству и Центробанку в месячный срок принять согласованное решение по вопросу о приватизации ВТБ с учетом возможного заключения сделки с ЕБРР. Установленный президентом срок истек как раз 18 января.

А дальше что?

Решение правительства, не имеющее ничего общего с приватизацией так интересующего всех банка, отнюдь не делает перспективы ВТБ более ясными. Отсутствуют ответы на ряд принципиальных вопросов. Прежде всего, зачем, вообще говоря, правительству это надо? "Главная причина инвестиций в банковский бизнес - не интерес к получению доходов банка, а получение доступа к кредитным ресурсам. В борьбе за контроль над государственными банками претенденты всегда апеллируют к необходимости решения государственных задач, невозможного без государственного банка, в то время как действующий менеджмент всегда стремится построить нормальный коммерческий банк. Если же смена руководства все же происходит, курс на строительство коммерчески ориентированного банка продолжается", - считает заместитель гендиректора рейтингового агентства "Интерфакс" Михаил Матовников.

С этим мнением трудно не согласиться. Внешторгбанк сегодня оценивается аналитиками как "мешок денег" - высоколиквидные активы, небольшой кредитный портфель, неактивное поведение. Иметь такой ресурс для правительства очень полезно, хотя бы для кредитования политически выгодных проектов, на которые Центробанк денег никогда не даст. Если так, то будущим акционерам банка можно только посочувствовать. "Коммерческий интерес правительства просматривается в старой советской привычке через подконтрольные банки кредитовать и финансировать свои политические проекты, - говорит Александр Шохин. - Это значит, что банки не смогут работать на основе так называемых прозрачных банковских принципов. Проекты им будут навязываться, банки будут работать только под гарантию правительства, и в результате это приведет к банкротству, поскольку все проекты под гарантию правительства оказываются, мягко говоря, неэффективными. Примеров тому много - достаточно вспомнить историю с Агропромбанком и его производными". Кстати, если уж правительство действительно намеревается использовать Внешторгбанк как источник финансирования политических проектов, то гораздо честнее было бы просто создать государственное правительственное агентство (специализированные казначейства). Так считают и Александр Шохин, и представители Центробанка, в частности Татьяна Парамонова.

Второй важный вопрос, на который нет ответа: на какие деньги правительство собирается приобретать Внешторгбанк? Действующий Закон о Центральном банке гласит, что Центробанк является собственником всех своих долей и акций. Это означает, что передача этих долей кому бы то ни было возможна только за денежную компенсацию. Правительство в данном случае не может быть исключением, иначе Центробанку придется долго объяснять аудиторам, откуда в его отчетности появилась дыра в полтора миллиарда долларов (именно в такую сумму оценивается принадлежащий Банку России пакет акций ВТБ). Между тем в бюджете на нынешний год средств на покупку Внешторгбанка не предусмотрено. "Предвидеть, что деньги смогут понадобиться, было можно, поскольку срок выхода ЦБ из Внешторгбанка согласован с Геращенко еще год назад. Следовательно, акции и не собирались выкупать", - отмечает Александр Шохин. А как тогда правительство рассчитывает стать легитимным собственником акций ВТБ? Чисто теоретически, пытаясь соблюсти законодательные формальности, правительство может в качестве оплаты предложить Центробанку государственные облигации. Или же Центробанку будет предложено прокредитовать государство на неопределенный срок. Выплачиваться в обоих случаях будет не рыночная, а номинальная стоимость Внешторгбанка. Но Геращенко вряд ли на это согласится.

И наконец, последний вопрос. Как оценит ЕБРР смену собственника Внешторгбанка? По мнению Александра Шохина, правительство в качестве владельца ВТБ понравится западному инвестору еще меньше, чем Центробанк. Так что сделка, из-за которой разгорелись страсти, может и не состояться.



Упомянутые компании:

Центробанк
Внешторгбанк
Европейский банк реконструкции и развития

Упомянутые персоналии:

Татьяна Парамонова
Владимир Путин
Михаил Матовников
Александр Шохин
Михаил Касьянов
Виктор Геращенко




Хостинг от uCoz